Сын историка Сергея Лебедева, в двух судах подтвердивший право захоронить прах отца в могиле предков на мемориальном кладбище, ждет одобрения Смольного уже почти месяц. Президент страны ответил Лебедеву-младшему на следующий день. Вся история тянется третий год.

После того, как в Невском районном суде удалось доказать, что на Новодевичьем кладбище похоронены предки известного историка Сергея Лебедева, ООО «Агра» и СПб ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» обжаловали решение в апелляционном суде. Однако апелляционная инстанция вердикт районного суда оставила в силе.

В решении, в частности, указано, что заявитель, а им является родной сын покойного, представил справку из СПб ГУП «Ритуальные услуги». Из документа следует, что мать покойного — Лебедева Татьяна Сергеевна — захоронена на Новодевичьем кладбище, 8 участок в могилу Уконина С.Д. — ее отца. При этом представители сферы ритуальных услуг в данном суде настаивали на том, что захоронение Уконина, ушедшего из жизни в 1933 году, в документах не обозначено или отсутствует.

Но суд, похоже, счел, что даже если это и так, достаточно четких подтверждений захоронения Татьяны Лебедевой. Это штамп на обороте свидетельства о смерти Лебедевой Т.С.: УКПО Ленгорисполкома, Специализированный трест, Ново-девичье Кладбище 08.06.1994 и та самая справка, представленная заявителем. К тому же надгробный камень на месте захоронения содержит две надписи, две фамилии — Уконин С.Д. 1879-1933 и Лебедева Т.С. 1922 – 1994.

Если решение районного суда весь период апелляционной тяжбы ожидало вступления в силу, то после вердикта апелляционного — оно автоматически вступило в силу. Даже не смотря на то, что представители похоронной сферы продолжают оспаривать решение теперь уже в кассации. Но похороны так и не могут состояться.

Медленно и печально

Теперь дело стало за комитетом Смольного, уполномоченным решать вопросы захоронения на мемориальных кладбищах. От них требуется печать и подпись под разрешением. На это ссылаются, по словам Александра Лебедева (третий год с прахом знаменитого отца на руках), и на кладбище, и штурмующие суды ритуальщики.

Он также рассказал Мойке78, что через два дня после решения апелляционной инстанции, то есть 29 февраля, направил заявление в соответствующее подразделение Смольного, а именно в комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга под руководством Кирилла Соловейчика. По закону чиновники имеют право потратить три дня только на регистрацию заявления, а затем 30 дней — на подготовку ответа.

Ответа, по словам Александра и его представителя, на данный момент нет, а по телефону на прошлой неделе никто не отвечал. Оперативно вопрос, похоже, не решается, не смотря на судебный вердикт и, собственно, щепетильность ситуации. Напомним, вся история тянется с осени 2021 года. Тем более сам комитет в обжаловании решения первой инстанции не участвовал, что с юридического на русский переводится как «согласился».

Ранее Мойка78 сообщала со слов представителя Александра Лебедева, что руководство кладбища якобы ссылается на бюрократические тонкости — в комитете ждут, мол, когда определение апелляционной инстанции будет на бумаге.

При этом информация о вынесенном судебном акте находится в открытом доступе, размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда.

Куда быстрее работают с обращениями граждан в прокуратуре и администрации президента. Уже на следующий день после электронного обращения к главе государства из администрации президента Александру Лебедеву поступил ответ. В нем в частности, говорится: «… поскольку в приложении к Вашему сообщению содержатся сведения о возможном нарушении законодательства или иных нормативно-правовых актов, Ваше сообщение направлено в Правительство Санкт-Петербурга…» Может быть, на бумагу из Москвы в Смольном отреагируют оперативнее, чем на обращение гражданина?

Каждая запятая и требование эксгумации

Приводим выдержку из решения апелляционного суда: «Разница в написании названия кладбища «Ново-девичье кладбище», а не «Новодевичье кладбище», по мнению суда не свидетельствует о том, что Лебедева Т.С. была захоронена на каком-то ином кладбище, а не на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга».

Редакция не в праве судить, уместна ли такая въедливость в отношении запятых и черточек в ситуации, когда третий год не удается предать земле прах покойного. В любом случае сторона, дважды не получившая поддержку суда, продолжает оспаривать право на захоронение. При этом информации о других претендентах на этот участок на кладбище мы не обнаружили.

Теперь в числе прочего СПб ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела», как следует из их кассационной жалобы, предлагает, в числе прочего, провести эксгумацию.

Напомним, Мойка78 ранее направила запрос в комитет, которым руководит Кирилл Соловейчик, ответа пока нет.

Отметим, что мать покойного Сергея Лебедева и бабушка Александра в годы войны была разведчицей и трижды переходила линию фронта. Ходатайство о погребении Татьяны Лебедевой в 1994 году на Новодевичьем кладбище было подписано первым зампредом правительства Петербурга Владимиром Путиным. Ее сын Сергей Лебедев — историк русского масонства, петербургский краевед, создатель музея «Гангутский мемориал». Он также известен инициативой создания милых достопримечательностей Северной столицы — это скульптуры котиков Елисея и Василисы на Малой Садовой улице у знаменитого Елисеевского магазина, а также зайцу Арсению на одном из входов в Петропавловскую крепость.