К решению проблем, связанных с арендными электросамокатами в Петербурге, кажется, потихоньку втягиваются городской комитет по контролю за имуществом (ККИ), которым руководит Роман Голованов, а координирует его работу Алексей Корабельников.
ККИ и его руководство пока публично не было замечено в комментировании темы электросамокатов.
То ли самокатчики, то ли лоточники
Складывается впечатление, будто проблему электросамокатов в Петербурге приравняли к проблеме незаконной торговли. Говоря о последней, обычно имеют в виду нелегальные уличные лотки с зеленью, овощами, фруктами, разной бытовой мелочью, наушниками и прочим. И рейды по таким местам проводят организации, подведомственные ККИ. Закон гласит: самовольное занятие земельного участка (ЗУ) или его части, в том числе использование лицом, не имеющим на то прав, влечет наложение штрафа:
- — 1-1,5% кадастровой стоимости ЗУ (если она определена), но не менее 5 тысяч рублей для граждан;
- — 1,5-2% кадастровой стоимости ЗУ (если она определена), но не менее 20 тысяч рублей для должностных лиц;
- — 2-3% кадастровой стоимости ЗУ (если она определена), но не менее 100 тысяч рублей для юридических лиц.
Если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то нарушители заплатят:
- — граждане — 5-10 тысяч рублей;
- — должностные лица — 20-50 тысяч рублей;
- — юридические лица — 100-200 тысяч рублей.
Остается только гадать, какой штраф будет выписан компаниям. Но речь о большой сумме. При этом получить свои самокаты они быстро обратно не смогут. Протоколы сначала должны посмотреть в суде.
Дошло до крайних мер
Проблема арендных электросамокатов, а именно их неправильной парковки в Петербурге получила бурное развитие два дня назад. ГУ МВД РФ по городу и Ленобласти провело пресс-конференцию. Как журналистам объяснил заместитель начальника отдела информации и общественных связей правоохранительного ведомства Игорь Никишин, цель рейда по изъятию самокатов с улиц — снизить дорожно-транспортный травматизм в местах, где часто страдают жители и гости Северной столицы.
Проверка проведена по соглашению между городскими властями и кикшеринговыми компаниями. Электросамокаты изъяли там, где им не следовало стоять: рядом с автобусными остановками, на узких тротуарах, мостах и у станций метро. Эти СИМы в полиции, эксперты намерены изучить их техническое состояние.
Полиция Петербурга намерена добиться запрета езды электросамокатов на тротуарах города.
В Петербурге с 22 мая вступает в силу эксперимент, в рамках которого существенно снизят скорость самокатов у станций метро в часы пик. Об этом заявил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.
Введенные правила
К слову сам термин — «средство индивидуальной мобильности» или сокращенно «СИМ» — включен в ПДД с 1 марта. Теперь к СИМ относятся все транспортные средства с двигателем. При этом его мощность не имеет значения. А с 1 мая в Петербурге ввели штрафы за езду на электросамокате вдвоем. Соответствующие данные с камер видеонаблюдения передаются кикшеринговым компаниям.
Официально сезон электросамокатов в Петербурге стартовал в конце марта. В этом году по улицам города будут ездить 48 тысяч единиц этого прокатного транспорта, что почти на четверть больше, чем было в 2023-м. Есть предположения, что электросамокатов намного больше этой цифры.
Среди правил пользования, в том числе ограничение максимальной скорости до 20 км/ч (хотя ПДД разрешают 25 км/ч). Этот нюанс обсудили на расширенном межведомственном совещании с бизнесменами, представителями комитета по транспорту и городского центра управления парковками. Также определены зоны, где кататься нельзя: Дворцовая и Разводная площади, улица Морского Десанта в Петродворцовом районе, Невский проспект, Летний сад, Адмиралтейская набережная, пространство «Севкабель Порт», парк 300-летия Санкт-Петербурга. К 2024 году этот перечень был расширен, о чем сообщил заместитель председателя комитета по транспорту Дмитрий Ваньчков.
Убрать нельзя оставить
14 мая заявил губернатор во время отчета перед Законодательным собранием в БКЗ «Октябрьский» заявил, что власти планируют добиться запрета езда электросамокатов по тротуарам. Вопрос о судьбе СИМ в Северной столице озвучил глава фракции КПРФ Роман Кононенко. В качестве аргументации он привел статистику по ДТП с этим видом транспорта, отметив, что такие аварии не редкость, мол, однажды пострадала даже супруга депутата.
По данным ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в прошлом году, начиная с 1 марта и заканчивая 31 декабря, в ДТП попало 178 петербургских наездников. Пострадали 177 человек, 22 из которых — несовершеннолетние. А с самого начала текущего года и по 12 мая зарегистрировано 41 ДТП с участием СИМ. Травмы получил 41 человек, из которых 11 — дети.
Однако нерадивые пользователи — это полбеды. Смольный рассчитывает установить требования и к кикшеринговым сервисам. Например, обязать прокатные компании получать статус налогового резидента в субъекте федерации.
Очередная мера
Одна из причин ДТП — превышение скорости. Регулировать ее в случае с электросамокатами в Петербурге намерены в рамках экспериментального проекта.
Максимально разрешенная скорость для кикшеринговых СИМ в городе — 20 км/ч. В часы пик она будет автоматически снижаться до 15 км/ч. Об этом на заседании 15 мая объявил Дмитрий Ваньчков. Само правило вступит в силу с 20 по 22 мая.
Кроме того скорость езды на электросамокате снизится до 15 км/ч на 25 петербургских улицах.