В Петербурге стартовал ПМЭФ-2024. В рамках форума гостям показали проекты будущих высокоскоростных магистралей (ВСМ). Протяженность всей сети должна составить 4 671 км.

Лучи ВСМ представлены на стенде Москвы. Первая магистраль свяжет две столицы. ВСМ-1 от Москвы до Петербурга растянется на 679 км. Пассажирам предстоит провести в пути 2 часа 15 минут.

Фото: Мойка78

ВСМ-2 «Восток» позволит на поезде добраться от Москвы до Екатеринбурга, преодолев 1 532 км за 6 часов 36 минут. Для этой магистрали выпустят 90 поездов.

Фото: Мойка78

Москва — Адлер или ВСМ-3 «Юг», как планируется, построят длиною в 1 540 км. Весь путь займет 7 часов 50 минут, понадобятся 107 поездов.

Четвертая магистраль свяжет Москву с Минском — ВСМ-4 «Союз». Длина этого участка 715 км. Поезд довезет пассажиров из пункта А в пункт Б за 3 часа. Потребуется 21 поезд.

Фото: Мойка78

Наконец, ВСМ-5 — из Москвы в Рязань 205 км за 65 минут. Речь идет 9 поездах.

Разработанные для ВСМ составы будут ездить по электрифицированной двухпутной ж/д линии со скоростью от 200 до 400 км/ч. На сегодняшний день таких дорог в России нет. Первую построят от Москвы до Петербурга. Затем придет очередь магистрали в Екатеринбург, следом в Адлер, потом Минск и Рязань.

Президент России Владимир Путин на церемонии открытия пассажирского движения по третьему Московскому центральному диаметру (МЦД-3) в августе 2023 года заявил, что видит перспективы строительства ВСМ в сторону Донецка и Луганска.

Фото: Мойка78

Глава государства дал старт строительству ВСМ Петербург — Москва 14 марта в формате видеоконференции. В церемонии также приняли участке столичный мэр Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров.

Проект ВСМ между столицами состоит из двух участков строительства, а также закупки подвижного состава. На первый участок намерены потратить 1 трлн 755 млрд рублей — дорога протянется от Петербурга до Зеленограда. Вторая часть включит в себя строительство выходов из Москвы и обойдется в 221,5 млрд рублей.

Фото: Мойка78

На первую партию составов из 28 поездов потратят 148 млрд. Их планируют производить на базе мощностей «Синары» и «Трансмашхолдинга». Опытный образец для испытаний должны выпустить уже к 2026.

«Мы предусматриваем создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей ведущих российских компаний транспортного машиностроения»,
— подчеркнул Савельев на совещании по строительству ВСМ Москва – Петербург при участии Путина. 

Виталий Савельев. Фото: кадр видео Кремля

Предварительно, движение по первому лучу ВСМ планируется запустить в 2028 году. Стоимость билетов пока не определена, но прогнозируются 8,9 тыс. рублей при поездке в одну сторону. Савельев предложил предусмотреть рыночное регулирование, чтобы цена билета определяла окупаемость проекта.

Стоимость, в частности, будет отличаться в зависимости от выбранного вагона: купе-сьют, стандарт, комфорт, бизнес-класс. Глава РЖД Олег Белозеров прежде отмечал, что российские составы для ВСМ будут состоять из восьми вагонов, иметь четыре класса обслуживания, а также вагон-бистро с баром.

После выступления Путина, что известно о строительстве ВСМ Петербург — Москва

Совещание по строительству ВСМ Москва – Петербург. Фото: кадр видео Кремля

Уже известно, что на маршруте ВСМ между Москвой и Петербургом будет 16 остановок. В Северной столице уже рассмотрели варианты территорий, где могут расположиться будущие станции магистрали. В городе под эти цели планируют реконструировать станцию Санкт-Петербург – Главный, а также построить техническую станцию Обухово-2 ВСМ. Не исключено, что будущий поезде будет тормозить у кампуса СПбГУ в Детскосельском.