Госавтоинспекция с 12 по 18 августа проводит в Петербурге рейд под названием «Кикшеринг». Нетрудно догадаться, что под прицелом пользователи прокатных электросамокатов. При этом они гораздо реже нарушают правила дорожного движения, чем владельцы частных СИМ.
Это подчеркивают и эксперты в области микромобильности. Сейчас сфера арендных самокатов жестко регулируется, а вот хаотичное распространение частных СИМ создает некоторые риски на дорогах. Контролировать их в разы тяжелее, тем более что многие покупают технику не у официальных дистрибьютеров, а с рук. К тому же, как показывает статистика, пользователи прокатных самокатов гораздо реже нарушают ПДД.
Этому способствует, например, то, что арендный транспорт учитывает все ограничения, вводимые в городах. Его прошивка не дает клиенту разогнаться быстрее, чем на 20 км/с. Не получится и оставить самокат в зонах, где парковка запрещена. Что касается частных самокатов, то они продаются с базовыми настройками. А значит пользователю ничего не помешает нарушить правила.
Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения, за шесть месяцев 2024 года произошло 432 ДТП с участием электровелосипедов. В Москве зафиксировали 225 таких аварий, в Петербурге – 38.
«Более чем в половине (52,3%, 226) ДТП велосипедисты, передвигавшиеся на электровелосипедах, являлись работниками сервисов доставки, в данных происшествиях погибли 4 и ранены 226 человек»,– отметили специалисты центра.
К контролю за частными СИМ и мопедами курьеров мог бы подключиться Городской мониторинговый центр. Выявлять нарушителей можно было бы с помощью видеокамер, которые распознают лица и походку – таких немало в центре города. Сейчас они используются для выявления преступлений, которые не связаны с нарушением ПДД. Однако привлечение искусственного интеллекта помогло бы снизить затраты, ведь куда дороже отдавать эту работу сотрудникам Госавтоинспекции. Вместо этого, они могли бы сосредоточиться на предотвращении ДТП с участием авто, число которых кратно превышает количество аварий с самокатами.