Госавтоинспекция с 12 по 18 августа проводит в Петербурге рейд под названием «Кикшеринг». Нетрудно догадаться, что под прицелом пользователи прокатных электросамокатов. При этом они гораздо реже нарушают правила дорожного движения, чем владельцы частных СИМ.

На этой неделе ГИБДД проверит, как электросамокатчики ведут себя на дорогах. Рейд назвали именно «Кикшеринг», хотя сервисы проката работают в легальном поле и соблюдают все требования безопасности, а также ограничения, установленные в Петербурге. Куда опаснее в этом смысле частный транспорт, который нередко уходит от внимания Госавтоинспекции.

Это подчеркивают и эксперты в области микромобильности. Сейчас сфера арендных самокатов жестко регулируется, а вот хаотичное распространение частных СИМ создает некоторые риски на дорогах. Контролировать их в разы тяжелее, тем более что многие покупают технику не у официальных дистрибьютеров, а с рук. К тому же, как показывает статистика, пользователи прокатных самокатов гораздо реже нарушают ПДД.

Этому способствует, например, то, что арендный транспорт учитывает все ограничения, вводимые в городах. Его прошивка не дает клиенту разогнаться быстрее, чем на 20 км/с. Не получится и оставить самокат в зонах, где парковка запрещена. Что касается частных самокатов, то они продаются с базовыми настройками. А значит пользователю ничего не помешает нарушить правила.

Как отметил профессор МАДИ Виталий Гаевский, сегодня операторы кикшеринга тщательно следят за своими клиентами. Так, сервисы блокируют аккаунты нарушителей, а также штрафуют тех, кто пренебрегает правилами дорожного движения. В то же время курьеры на мопедах предоставлены сами себе, а значит требуют более пристального внимания со стороны Госавтоинспекции.

Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения, за шесть месяцев 2024 года произошло 432 ДТП с участием электровелосипедов. В Москве зафиксировали 225 таких аварий, в Петербурге – 38.

«Более чем в половине (52,3%, 226) ДТП велосипедисты, передвигавшиеся на электровелосипедах, являлись работниками сервисов доставки, в данных происшествиях погибли 4 и ранены 226 человек»,
– отметили специалисты центра.

К контролю за частными СИМ и мопедами курьеров мог бы подключиться Городской мониторинговый центр. Выявлять нарушителей можно было бы с помощью видеокамер, которые распознают лица и походку – таких немало в центре города. Сейчас они используются для выявления преступлений, которые не связаны с нарушением ПДД. Однако привлечение искусственного интеллекта помогло бы снизить затраты, ведь куда дороже отдавать эту работу сотрудникам Госавтоинспекции. Вместо этого, они могли бы сосредоточиться на предотвращении ДТП с участием авто, число которых кратно превышает количество аварий с самокатами.

Подобный опыт уже есть у Москвы, операторы кикшеринга положительно его оценивают. В столице работают камеры системы «Безопасный город», которые выявляют нарушения среди пользователей СИМ. Сервисы уже заявили, что готовы к реализации такой же практики и в Петербурге. Для этого потребуется установить на самокаты номерные знаки. Теперь принять решение по этому вопросу предстоит городским властям.