В Петербурге за последний месяц рушится уже второй исторический дом. На этот раз перекрытия посыпались на Гороховой, 46. В конце прошлого года неподалеку рухнул еще один дом, почти расселенный. Однако сейчас основной версией разрушений называется ремонт.

Кажется, что жилищному комитету нужно взять дополнительный контроль за теми, кого не устраивает расположение стен в домах, помнящих Романовых. Правда, кто будет руководить процессом — не ясно уже несколько месяцев, ведь жилкому с апреля не могут найти нового постоянного руководителя после ухода Олега Зотова в советники губернатора.

Обрушение дома 73 по Гороховой улице. Фото: Мойка78

Место обрушения дома 73 на Гороховой улице. Фото: Мойка78

Обрушение дома 73 по Гороховой улице. Фото: Мойка78

Дом №73 на Гороховой улице в день обрушения. Фото: Мойка78

Перекрытия рухнули на Гороховой, 46, вечером 11 августа. Основной версией произошедшего рассматривается проведение ремонта. Это поразительным образом коррелирует и с набором версий по обрушению в здании на Большой Зелениной. Там также перепланировка одного из помещений рассматривается как одна из причин, почему дом начал ползти. При этом, по данным сервиса Дом.МинЖКХ, общий износ Гороховой, 46, — 39%. Такие же данные по фасаду, стенам и перекрытиям. Оценка состояния дома проводилась последний раз в 2019 году.

Фото: пресс-служба прокуратуры Петербурга

Фото: пресс-служба прокуратуры Петербурга

Фото: пресс-служба прокуратуры Петербурга

Последние кейсы показывают, что архитектурные извращения собственников квартир и помещений над кирпичами времен Российской империи перешли в разряд смертельной опасности для обитателей дома. Пока жертв обрушений удается избежать, но это скорее напоминает чудо. Когда ряды обрушившихся пополнит следующий дом и не упадет ли потолок на голову соседям — остается только гадать.

Кажется, что самый логичный шаг в такой напряженной обстановке — усилить контроль за перепланировками, которые проводят собственники. Пока вопросом, кажется, озабочены скорее депутаты, чем профильные чиновники. В начале этого года в ЗакСе разработали поправки в закон «О государственной регистрации недвижимости», которые поставили бы крест на переформатировании коммуналок в несколько отдельных студий со своими удобствами без предварительного согласования перепланировки. Без должного контроля за ремонтами собственников помещений в целом тяжело оценить, сколько таких коммуналок в Петербурге и насколько архитектурное «творчество» собственников может быть опасно для коммуникаций и перекрытий в здании.

Обрушение дома 73 по Гороховой улице. Фото: Мойка78

При этом на собственников квартир, лихо сносящих все ненужные стены без разбора, внимания, кажется, никто не обращает. Формально контролировать работы по перепланировке должна жилищная комиссия, которая работает при каждом районе города. Кроме того, сами разрешения на перепланировку должен завизировать КГИОП, если речь об исторических зданиях. На странице жилищной комиссии на сайте Смольного при этом указан порядок действий, если бдительные граждане заметят несогласованный ремонт. Обращаться рекомендуют в управляющую компанию. А если ЖКС или ТСЖ не реагируют, звонить в полицию.

Обрушившийся дом на Гороховой улице, 73. Фото: Мойка78

Более логичным кажется натренировать дворников видеть признаки капитального ремонта в квартирах. Они, кажется, могут быстрее сигнализировать о выносе кирпича и частей перекрытий или сообщать о мешках подозрительного строительного мусора в парадных. Кроме того, и до самих жителей стоит доносить простую истину: ремонт у соседей может сулить проблемы и обрушения. Поэтому владельцы квартир в исторических домах должны быть сами заинтересованы обрывать телефоны коммунальщиков.

Евгений Разумишкин. Фото: Мойка78

Вероятно, на фоне происходящего в историческом центре вице-губернатору Евгению Разумишкину будет проще дать социальную рекламу по всему городу, чтобы жильцы следили за ремонтом соседей, чем потом в буквальном смысле разгребать горы кирпича и искать, куда переселить собственников из обрушившегося дома. Не исключено, что и сами новоселы, понимая пристальное внимание к любому запуску дрели в квартире, несколько раз подумают, прежде чем сносить стены и перебирать полы.

Более того, подобная схема уже показала свою эффективность, ведь жители Петербурга уже помогали искать собственников заброшенных зданий. Проект «Помощник» предполагал, что при содействии жителей Фонд имущества будет предлагать владельцам объектов, где можно снимать фильмы о Великой Отечественной войне без декораций, разные варианты восстановления. В частности, одной из опций было использование городской инфраструктуры для поиска новых инвесторов, готовых вложить капиталы в заброшку и привести ее в порядок. Причем проект «Помощник» показал, что запас гражданской активности у горожан большой. А сейчас дело и вовсе касается их личной безопасности, поэтому соседям нерадивых собственников, проводящих перепланировку, кажется, будет достаточно дать четкий порядок действий — куда жаловаться.

В то же время если одно обрушение и можно назвать случайностью, то сейчас ситуация напоминает опасный тренд. Решение вопроса опасных конструкций и изношенных на грани аварийности домов, кажется, требует внимания строительных специалистов, а не коммунальщиков и кураторов дворников. Поэтому не удивимся, если работу с историческими зданиями передадут вскоре от жилищного комитета и вице-губернатора Евгения Разумишкина, у которого, кстати, нет инженерного или строительного образования, в руки Николая Линченко и главы комитета по строительству Игоря Креславского.