Несмотря на изменения в законодательстве, которые ограничивают кредиторов и коллекторов от возможного давления на заемщиков, хулиганские выходки по отношению к клиентам до сих пор в ходу.

Мойка78 вместе с заместителем руководителя УФССП России по Ленобласти – заместителем главного судебного пристава области Анной Гавриловой дает инструкцию, как обезопасить себя и что делать при манипулятивном и прессингующем давлении со стороны кредиторов и коллекторов.

Что имеют право делать кредиторы и коллекторы

Пытаясь получить деньги, кредитор или представитель кредитора может общаться с должников при помощи личных встреч, телефонных переговоров, интеллектуального агента, телеграфных сообщений, а также текстовых, голосовых сообщений, которые поступают через Интернет, портала Госуслуг или письменную корреспонденцию.

Но действующие законы ограничивают в этом праве кредиторов и коллекторов.

Встречаться с должником им разрешается всего один раз в неделю, звонить по телефону – раз в день, а суммарно – дважды в неделю. Писать сообщения должникам они могут до двух раз в день и до четырех раз в неделю.

Мои права уже нарушили, что делать дальше

Фото: Baltphoto/ Вероника Овсянникова

Анна Гаврилова пояснила, что если права уже нарушаются теми, кто пытается вернуть просроченную задолженность, важно фиксировать все случаи нарушений. Можно записывать телефонные разговоры, а также сохранять скриншоты сообщений, полученные письма с конвертами и тому подобное. Следующий шаг – обращение в УФССП России по региону.

Однако в полиции подчеркнули, что закон, защищая права должника, не освобождает его от исполнения долговых обязательств, а лишь ограждает от неправомерных действий со стороны коллекторских, микрофинансовых и банковских организаций.

Куда обращаться жителям Петербурга и Ленобласти 

Направить письменное обращение или прийти на личную встречу по адресу:

  • 199106, Петербург, Большой пр. В.О., д. 80, лит. Б.;

Рассказать о своем проблеме через интернет-приемную на официальном сайте Управления:

  • r47.fssp.gov.ru;

Обратиться по телефонам отдела ведения госреестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности:

  • 8(812) 630-34-04
  • 630-35-03

О чем важно не забыть

По словам Гавриловой, при подаче заявления к своему обращению необходимо обязательно приложить документы и материалы, в которых, в том числе, содержатся сведения о кредитных обязательствах, наименование организации, телефоны, с которых поступали звонки и сообщения, ФИО общавшихся с вами физлиц и контактные данные для связи.

По каждой жалобе в обязательном порядке проводится проверка, заверили в полиции.

Фото: Baltphoto/Михаил Киреев

Как законодательство защищает должников

До 1 февраля 2024 года в законе отсутствовало понятие «коллекторы» или «коллекторская деятельность». С поправками определения появились, а также был обозначен перечень таких организаций, которые могут заниматься взысканием долгов:
  • профессиональные коллекторские организации. Они проходят регистрацию и включаются в специальный реестр Федеральной службы судебных приставов (ФССП);
  • микрофинансовые организации (МФО) и банки, но для взыскания им придется подать уведомление в ФССП и добиться включения в отдельный реестр.
Одним из самых важных изменений стало решение закрепить надзор за всеми лицами, которые занимаются взысканиями, за одним органом. По новым правилам в названии агентства должно быть прописано «профессиональная коллекторская организация». Нововведение касается новых агентств и тех, которые уже имеются в госреестре.

С 1 февраля сотрудник организации по взысканию долгов при каждом обращении к должнику должны сообщать информацию:

  • имя и идентификационный код, присвоенный сотруднику его организацией (если код не присвоен, указывается ФИО);
  • полное наименование кредитора;
  • информация о задолженности (с указанием ее размера, структуры).