Несмотря на действующий уже несколько лет запрет на размещение хостелов в жилых квартирах, проблема в Петербурге, кажется, до сих пор не решена. Дешевые средства размещения, которые работают полулегально, после обрушений домов на Большой Зелениной и Гороховой начали привлекать внимание соседей. Ведь некоторые «отельеры» делают перепланировки.

Запрет на размещение хостелов в многоквартирных домах начал действовать еще в 2019 году. Формально сама работа дешевых средств размещения не запрещена, открывать их можно в помещениях, имеющих статус нежилых. Такие, как правило, в историческом центре располагаются на первых этажах зданий. Некоторые отельеры нашли лазейку в законе. К примеру, если бывшая коммуналка, переоборудованная под хостел, занимает весь второй этаж, бизнес делает отдельный вход с улицы, к примеру, по черной лестнице и продолжает работать.

Хостелы при этом — самая легкая цель для выявления незаконных перепланировок. Если собственники квартир могут годами скрывать снесенные стены и не пускать представителей ЖКС в квартиры (хотя и для них находятся веские аргументы в суде), то мини-гостиницы используют инфраструктуру открытых сервисов бронирований, поэтому вычислить нарушителей труда, кажется, не составит.

Редакция Мойки78 проанализировала открытые объявления для размещения в хостелах. Чего только мы не увидели: некоторые отельеры в пространствах организуют полноценные сауны с бассейнами для гостей, довольно частая картина в помещениях, напоминающих бывшие коммуналки, это двухуровневые студии. Одна студия — один номер со всеми удобствами. Более того, даже по фото номеров видно, что располагаются они отнюдь не на первых и даже не на вторых этажах исторических зданий.

Только на одном из сервисов бронирований хостелов Петербурге выдало больше 500 штук. Часть из них располагается в новостройках, но основная масса — именно в старом фонде. Но если раньше критика соседей в адрес экстремально дешевого жилья сводилась к потоку незнакомцев в парадных и шуму, то сейчас у собственников квартир в историческом фонде появился аргумент посерьезней. К примеру, хостелы в коммуналках подозревают в опасных перепланировках. А после обрушений на Большой Зелениной и Гороховой собственники квартир и вовсе бьют тревогу.

К примеру, жители Орловского переулка в социальных сетях утверждают, что в их доме расположено сразу три хостела. Более того, ЖКС № 3 еще в мае зафиксированы перепланировки в одной из квартир для туристов. Однако ее собственники восстанавливать планировку, кажется, не спешат. После обрушений на Большой Зелениной жильцы и вовсе вывесили плакат «Хостелы рушат наш дом».

Как следует из данных сервиса ЦИАН, в посуточную аренду в Орловском переулке, действительно, сдаются несколько квартир. С учетом того, что дом 1901 года постройки, сама площадь объектов намекает на перепланировки — квартиры до 25 кв. м. В том же доме в 2023 году продавались студии по 15 кв. м. А в 2022 — рядовая квартира без перепланировок — ее площадь 127 кв. м.

Ранее вице-губернатор Евгений Разумишкин в ходе прямой линии заявлял, что чиновники и коммунальщики не могут просто так зайти в квартиры и проверить, есть ли в них перепланировки. Мол, не будут же специалисты ЖКС выламывать двери. Но хостелы — это идеальный вариант для начала кампании по борьбе с незаконными перепланировками.

С учетом того, что работают они зачастую вне рамок закона, а попасть в них можно путем контрольной закупки, жилищный комитет мог бы начать спасать старый фонд именно с экстрадешевых средств размещения. Не исключено, что спасибо за это скажут отельеры, работающие в легальном поле. Для них это станет шансом привлечь дополнительную аудиторию. А туристы не будут уезжать из Северной столицы с привкусом градостроительных скандалов и отсутствия сервиса.