Китайские исследователи задались целью изучить связь между повседневным использованием TikTok, академическим стрессом и академической прокрастинацией у студентов.
В общей сложности 590 студентов китайских университетов в возрасте от 17 до 24 лет заполнили анкеты, измеряющие уровень академического стресса и академической прокрастинации, а также их связь с частотой использования социальной сети TikTok.
Результаты показали значительную связь между всеми тремя явлениями. Испытывая стресс от необходимости учиться, студенты делали вид, что что-то делают, откладывая реальные дела на потом (прокрастинация), а сами вместо этого «зависали» в TikTok, зарабатывая настоящую зависимость от коротких видео.
Немного о проблеме
Академическая прокрастинация – это намеренное откладывание учебных задач, которая приводит к возникновению субъективного дискомфорта. Это большая проблема среди студентов университетов. Предыдущие исследования показывают, что академическая прокрастинация может привести к зависимости от отвлекающих факторов, снизить академическую активность и академическую успеваемость, а также субъективное благополучие студента. В результате студенты начинают страдать от тревожности и депрессии.
Чрезмерное использование TikTok может служить важной переменной-посредником, связывающей академический стресс и академическую прокрастинацию. «Сбегая» от проблем в «ТикТок», студенты начинают страдать от дополнительных проблем – не могут контролировать свое увлечение, переживают негативные эмоции при невозможности доступа к коротким видео, а при переживании любого негатива сразу хватают в руки телефон, чтобы «зависнуть» в TikTok (подобно тому, как курильщик тянется в такой же ситуации к сигарете).
Все это существенно влияет на повседневную жизнь и социальную адаптацию студентов. Они страдают от психологической зависимости от сервиса, чрезмерной вовлеченности, что негативно отражается на их физическом и психическом состоянии.
Студенты и ТикТок
По последним данным Китайского сетевого информационного центра Интернета (2023 г.), пользовательская база многочисленных популярных приложений для коротких видео, включая TikTok, в Китае достигла 1,026 миллиарда, что составляет 95,2% от общего числа китайских пользователей Интернета.
Опрос 11 267 студентов китайских университетов показал, что более 90% молодых людей в Китае используют приложения для коротких видео для развлечения, при этом около 70% студентов тратят на эти приложения более часа в день, почти 30% — более 2 часа в день (China Youth Daily, 2022).
Из-за нехватки времени короткие видеоролики часто фокусируются на конкретной информации, что приводит к урезанному контенту, который выглядит фрагментированным. Это создает иллюзию того, что на их просмотр тратится мало времени, и побуждает пользователей отрывать все новые и новые ролики на основе персональных рекомендаций.
Исследования показали, что студенты, которые чрезмерно увлекаются просмотром коротких видеороликов, могут испытывать дефицит внимания и потерю памяти, а также негативные эмоции, такие как депрессия, тревога и стресс. Все это приводит к снижению успеваемости, что, в свою очередь, может привести к проблемам с психическим здоровьем среди студентов университетов.
Чрезмерное использование Интернета представляет собой значительный фактор риска академической прокрастинации, особенно у студентов мужского пола. При том, что уровень академического стресса у мужчин ниже, академическая прокрастинация всегда выше. А значит, они чаще «сидят» в TikTok.
Имея под рукой смартфоны, студенты погружаются в виртуальный мир, что приводит к дальнейшим проблемам с успеваемостью и нарастанию стрессовых факторов.
Проведенное исследование показало, что видеоприложения, такие как TikTok, становятся все более популярными среди студентов университетов и используются ими в качестве механизмов преодоления академического стресса – что только больше загоняет их в ловушку.