Рассказываем, в чем заключается реальная опасность езды на изношенных покрышках, а также то, как к этому относятся правила дорожного движения.

Можно ли ездить на лысой резине

Шины. Фото: pxhere

В первую очередь важно определиться с понятиями. «Лысой» не обязательно считается покрышка, на которой вообще не осталось рисунка. На самом деле это такая покрышка, уровень протектора которой меньше допустимых значений. В Правилах движения четко описано, что можно считать критической чертой, за которой резина уже не выполняет возложенных на нее функций. Например, в случае легковых шин этот параметр составляет 1,6 мм, а для зимних – 4 мм.

Сколько можно проехать на такой резине

В данном вопросе все зависит от остаточной глубины протектора и от общего состояния. В процессе износа у покрышки, помимо снижения сцепных свойств, увеличивается и риск разрыва корда. Пока повреждения небольшие, это будет обыкновенная «грыжа» (вспучивание участка шины), однако если ничего не делать и продолжать ездить, особенно на высокой скорости или по неровной дороге, в любой момент грыжа может лопнуть. Не считая очевидной потери колеса, на скорости можно лишиться управляемости и спровоцировать ДТП.

Так, определить пригодность после стачивания протектора ниже минимума невозможно – на это влияет слишком много факторов. Для дорогой резины этот предел может так и не наступить — вплоть до полного истирания рисунка.

Когда в Петербурге менять летнюю резину на зимнюю

Шины. Фото: pxhere

В разных регионах зима наступает в разное время. Если в Краснодаре можно «переобуться» и в декабре, то в Ленобласти и Петербурге рекомендуется сделать это раньше, так как реальная зима наступает раньше календарной, а потепление приходит только к середине весны.

Учитывая тот факт, что часто снег в Петербурге выпадает уже в конце октября – начале ноября, не стоит затягивать смену резины до декабря – ведь менять придется все равно, так почему бы ради собственной безопасности не сделать это раньше. При определении сроков отталкиваться стоит от изменения погодных условий.

Но что гласит Закон? Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, в частности пункт 5.5, предписывает: «Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».

Каждый комплект покрышек предназначен для определенной температуры воздуха. Поэтому, покупая комплект, в первую очередь важно обратить внимание на данный показатель.

Летние покрышки сделаны из резины, которая хорошо цепляется за дорожное полотно и сохраняется эластичность при температуре воздухе не ниже +7 градусов. Из этого можно сделать вывод, что регулярные ночные заморозки, пусть и при отсутствии осадков — это уже повод поменять покрышки, так как «задубевшая» от холода летняя резина может на поворотах сильно скользить, что, рано или поздно, приведет к аварии.

В 2024 году, согласно прогнозу синоптиков, ниже +7 градусов температура то и дело начнет опускать уже с 1 октября. А значит, пора бы озаботиться комплектом зимних шин.

Опасность, которую таит в себе лысая резина

Шины. Фото: pxhere

Можно ошибочно подумать, что вероятность разрыва шины – единственная опасность, но здесь важно учитывать и другие моменты:

  • Недостаточное сцепление на асфальте

Площадь контакта покрышки по мере износа растет (уменьшается лишь на мокрой дороге из-за аквапланирования). А вот «цепкость» с уменьшением высоты рисунка становится хуже. Здесь роль играет неоднородность состава: чем слой ближе к основанию покрышки, тем хуже он «липнет» к асфальту.

  • Аквапланирование

Эффект возникает при быстрой езде по мокрой поверхности. Вода не успевает отводиться от пятна контакта, из-за чего шина фактически всплывает, утрачивая связь с полотном.

  • Скольжение на снегу и гололеде

Для зимней резины применима аналогичная  логика, что рассматривалась для асфальта. С ростом износа увеличивается пятно контакта, но снижается сила сцепления. И второе всегда возобладает над первым. Помимо этого, для зимней резины важна высота самих шашек протектора, которыми колесо цепляется за снежный покров.

  • Пробуксовка в грязи

Такая же аналогия, что и с предыдущим пунктом. Чем менее «зубастой» становится резина, тем хуже у нее зацеп и тем быстрее она замыливается вне дорог.

Какое наказание ждет водителей, которые «не переобулись»

Фото: PxHere

Наказание за установку резины, не соответствующей сезону, предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП. Она влечет предупреждение или наложение административного штрафа. Так, за использование летней резины зимой водитель может получить одно из следующих наказаний:
  • предупреждение;
  • штраф в размере 500 рублей.