Российская логистика стремительно цифровизируется. По ряду критериев она опережает другие отрасли. Государство считает технологии важнейшим драйвером развития и ключом к преодолению логистических проблем, поэтому охотно инвестирует в проекты и разрабатывает программы. Но логисты консервативных компаний настороженно относятся к столь активной трансформации, опасаясь, что цифровые инструменты вытеснят специалистов. Рассказываем, чем высокие технологии угрожают работникам транспортных компаний.

Логистика — достаточно консервативная отрасль. Многие управленцы в этой сфере предпочитают работать по старым правилам. Они боятся передавать данные внешним сервисам и системам, а также предоставлять к ним доступ контрагентам, делиться цифрами с партнерами. Но бизнес не может работать полностью автономно. Ему приходится взаимодействовать с подрядчиками, клиентами, таможенными и складскими брокерами, международными транспортными организациями.

Если данные логистической компании находятся в закрытой системе и доступ к ним ограничен, то контрагенты получают усеченные сведения, которых недостаточно для улучшения процессов.

Также логистической сфере характерны корпоративные фобии. Многие сотрудники боятся, что их заменят цифровые технологии и искусственный интеллект. И в информационном пространстве можно найти этому подтверждение. Научные сотрудники Сколково и Агентства стратегических инициатив опубликовали список из 57 профессий, которые вытеснит искусственный интеллект к 2030 году. И логисты в их числе.

Но сегодня эксперты отрасли считают, что данные исследования были истолкованы неверно, и профессии не исчезнут, а скорее пройдут через трансформацию и изменятся. Нейросети не смогут выполнить все задачи, с которыми справляется человек.

Почему технологии не смогут заменить логистов

В свое время точно так же многие думали, что компьютеры заменят бухгалтеров, а сегодня бухгалтер использует компьютер, чтобы работать эффективнее. В сфере логистики также интеллект человека остается непревзойденным по гибкости и адаптивности.

Некоторые исследователи считают, что ИИ возьмет на себя рутинные задачи, а логисты будут заниматься тем, что почти невозможно передать нейросети — клиентский сервис. Но есть и другие сценарии взаимодействия машинного и человеческого интеллекта. Например, программный продукт (система) содержит и анализирует данные о времени поставок товаров в торговые точки: в какой магазин и в какое время должна прибыть машина с партией. Система запросто сама составит график поставок и даже назначит ответственных, отталкиваясь от того, что в одно и то же время в разных магазинах должны быть разные машины. Но логист сможет больше.

Например, он может варьировать договоренности с магазинами так, чтобы машина с товаром двигалась по пути следования и заезжала сначала в один магазин в промежутке между 14 и 15:00, затем в следующий с 15 до 16:00 и т. д. А это возможность оптимизировать доставку и сократить расходы времени и финансовые издержки. Используя свою экспертизу, логист может задействовать не 30, а 20 машин и отправит не две машины в разные магазины, которые находятся рядом, а одну. А искусственный интеллект сэкономит ему время на составление графика и анализ данных.

Сокращение количества машин на 5, 10 из 30 благодаря высокой квалификации логиста может сэкономить компании сотни тысяч рублей в месяц и принести дополнительную прибыль от доставки. Поэтому руководители не будут отказываться от найма логистов. Гораздо эффективнее инвестировать в их обучение работе с интеллектуальными системами.

Важно показывать специалистам на практике, что цифровые технологии — не угроза, а помощник для логиста. Для этого уже проводятся вебинары и конференции, публикуются статьи об инновациях, способствующих развитию отрасли. И несмотря на пугающие заявления, искусственный интеллект не сможет справиться со всеми задачами без человеческого участия. В тандеме с технологиями сотрудники будут работать продуктивнее, чем человек и компьютер отдельно. Транспортно-логистическая отрасль готова к цифровым технологиям и инструментам. Однако их внедрение требует активного включения персонала и освоения новых методов работы.

По данным «Яндекс Магистрали», в технологичных решениях для оцифровки логистики заинтересованы почти 70% компаний. И лишь 15% представителей консервативного бизнеса пока не готовы их внедрять. При этом 40% директоров заводов и предприятий отмечают, что боятся негативной реакции сотрудников на нововведений. Это может привести к сбоям процессов, а значит и к потере денег.

Как цифровизация меняет логистику

Внедрение цифровых решений повышает эффективность и прозрачность логистических процессов, например:

  • Использование систем управления складами (WMS) и транспортными системами (TMS) способствует более точному контролю перемещения товаров и сокращению времени их доставки.
  • Анализ данных с использованием нейросетей позволяет точнее предсказывать спрос и управлять запасами, что сокращает издержки.
  • Интеллектуальный спутниковый мониторинг открывает новые горизонты в управлении логистическими операциями обеспечивает отслеживание грузов в режиме реального времени, контроль сохранности товаров на всех этапах транспортировки, анализ техники вождения для оптимизации маршрутов и снижения рисков.
  • Цифровые B2B-платформы для взаимодействия между участниками логистических цепочек позволяют автоматизировать процесс заказа доставки грузов, упрощают проведение тендеров, планирование погрузочно-разгрузочных работ. Это делает логистические процессы прозрачными и оперативными.
  • Электронный документооборот позволяет быстро оформлять, пересылать и подписывать документы. ЭДО постепенно вытесняет бумаги и значительно ускоряет процессы. Ожидается, что к 2035 году 100% транспортных документов будет оформляться в электронном виде.

Государственное участие в цифровой трансформации логистической отрасли

Ландшафт глобальной цифровизации транспортно-логистической сферы составляют следующие государственные проекты.

Национальная цифровая транспортно-логистическая платформа (НЦТЛП)

Цель: комплексная цифровизация документооборота в мультимодальных перевозках.

Ключевые преимущества для бизнеса:

  • Унификация электронного документооборота логистических компаний.
  • Создание цифровых профилей участников рынка.
  • Мониторинг грузопотоков в режиме реального времени.

Пилотная фаза стартовала 1 августа 2024 года с перспективой полномасштабного запуска после 1 июня 2025 года.

Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД)

Цель: централизация и оптимизация обработки электронной документации в логистической цепочке.

Основные возможности системы:

  • Агрегация данных из различных информационных систем.
  • Оптимизация взаимодействия с государственными органами.
  • Повышение прозрачности и скорости документооборота.

Система контроля международных автомобильных перевозок РФ — КНР

Цель: Интеграция технологий ГЛОНАСС и Бейдоу для создания дистанционной системы мониторинга.

Задачи системы:

  • Трекинг трансграничных перевозок в режиме онлайн.
  • Повышение безопасности и надежности логистических операций.
  • Оптимизация маршрутов и снижение временных затрат.

Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС (ЦТК ЕАЭС)

Цель: Создание интегрированного цифрового пространства для оптимизации грузоперевозок в рамках ЕАЭС.

Ожидаемый эффект:

  • Минимизация логистических издержек.
  • Ускорение таможенных процедур.
  • Повышение эффективности мультимодальных перевозок.

Стоит отметить, что цифровая трансформация логистики уже достигла невероятных результатов. Индекс здоровья бизнеса составляет 67 баллов, показав впечатляющий рост на 17 пунктов в годовом исчислении. Оборот компаний сектора увеличился на 12%, что свидетельствует о восстановлении деловой активности. Ключевыми драйверами восстановления дальних грузоперевозок стали стратегическая переориентация на восточные рынки и интенсификация товарооборота с КНР, Казахстаном и Турцией.

Наблюдается значительное оживление предпринимательской активности в секторе. В III квартале 2023 года количество новых компаний-грузоперевозчиков превысило число ликвидированных в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В стране развиваются амбициозные проекты. Запускаются беспилотные логистические коридоры, маневровые локомотивы РЖД планируют переключить на беспилот.

На стратегической сессии по развитию транспорта Премьер-министр Михаил Мишустин призвал продолжить цифровизацию отрасли. По мнению Председателя Правительства, это поможет сократить издержки и ускорить потоки пассажиров и грузов, упростить использование ресурсов доставки. Также он подчеркнул важность обучения и подготовки квалифицированного персонала и сохранения кадрового «костяка»:

«Стабильная работа транспортного комплекса – это одно из обязательных условий функционирования любого государства, тем более такого большого, как Россия. Важно добиваться положительных изменений по всем направлениям, несмотря на вызовы, которые несут действия недружественных государств. Это необходимо для обеспечения достойной жизни миллионов наших граждан, развития самой отрасли и экономики в целом, сохранения нашей страны, как важного участника системы глобальной торговли».

Подведем итоги

Цифровизация транспортно-логистической отрасли России находится на высоком уровне. Но судя по проектам, которые развиваются и поддерживаются государством, трансформация еще впереди. Консервативным логистам не стоит этого опасаться. Препятствуя модернизации, они совершают ошибку, из-за которой заводы и предприятия теряют деньги.

К тому же, ряд компаний относятся к критической инфраструктуре, и задача перехода на новые отечественные программные продукты для них является вопросом цифровой безопасности. Технологии не вытеснят специалистов отрасли, поскольку не смогут справиться с задачами, которые может выполнить только человек. В тандеме искусственный и человеческий интеллект смогут наиболее эффективно развивать отрасль.