После кадровых перестановок в Смольном новым вице-губернатором Петербурга стал генерал-лейтенант Игорь Потапенко. Для Петербурга это не чужой человек. Почти 15 лет он возглавлял региональное УФСИН.
Прежде деятельность этих ведомств контролировал вице-губернатор Валерий Пикалев, которого в мае 2024 года назначили руководителем Федеральной таможенной службы (ФТС). Примечательно, что Пикалев также был руководителем администрации губернатора Петербурга. Эту должность отдали вице-губернатору Николаю Москаленко.
Говоря о функционировании ФСИН в России, он отмечал, что важно не забывать, что у заключенного тоже есть права. И их нельзя ущемлять. Главной задачей в этом направлении он называл улучшение условий в российских тюрьмах и СИЗО. Это, по его словам, касается не только самих заключенных, но и тех, кто с ними работает. В этом смысле они – единый коллектив, отмечал Потапенко.
«Тоже самое можно сказать и о социальной защищенности сотрудников. У нас единый коллектив – осужденные и сотрудники. И мы находимся не только на одной территории – мы и работаем и исполняем наказание совместно, на одной территории»,– рассказывал он в беседе с «Петербургским дневником».
В том же интервью он рассуждал о том, насколько заключение помогает «исправлять» преступников. По его мнению, всякий, кто совершил преступление, должен понести наказание. Однако в случае с некоторыми заключенными, по его словам, колония становится исключительно местом изоляции от общества.
«Что касается, убийц, насильников, педофилов, наркоторговцев, то считаю, что при всем желании общества и федеральных служб, исправить таких крайне тяжело. Просто будет выполнено судебное решение об изоляции преступника от общества на указанный судом срок»,– говорил Потапенко.
Высказывался он и на «популярную» тему смертной казни. По его мнению, широко применять ее точно не стоит. Многие из заключенных имеют шанс на исправление и возвращение в общество. Однако есть преступники, для которых высшую меру наказания, по мнению Потапенко, «отменили рановато».
«Что касается отмены моратория на смертную казнь, позвольте я отвечу не как федеральный служащий, а как гражданин, как отец, как петербуржец – смертную казнь, по моему субъективному мнению, отменили рановато для педофилов, серийных убийц и наркоторговцев»,– говорил генерал-лейтенант.
Эту мысль он, к слову, высказывал не раз. В интервью телеканалу «Санкт-Петербург» он – в качестве примера – вспомнил «дело гОтов», когда, как установило следствие, двое молодых людей убили, расчленили и съели подругу. А ее бабушка, для которой это была единственная внучка, еще долго приходила в петербургское отделение УФСИН с вопросом, почему убийцы в СИЗО, когда ее внучки нет?
«Уважаемая петербурженка, ленинградка, прошедшая войну, приходила ко мне, ну знаете, кому я могу выговориться? Одно дело незначительные преступления, а другое дело особо кощунственное, особо тяжкое, когда серийные педофилы, когда серийные убийцы»,– подчеркивал Потапенко.
Говоря о своей службе в уголовно-исполнительной системе, он отмечал, что эта работа редко ценится в обществе. Но лично он гордится тем, что посвятил ей значительную часть жизни.
«Мои подчиненные с честью выполняют свои обязанности. Издавна повелось, что служба в УИС, как ее еще называют, тюремной системе, не почетна. И не каждый из наших сотрудников будет везде рассказывать, что он служит в УИС. К сожалению. Хотя лично я горд, что служу именно в этой системе».