Законодательное собрание Петербурга 26 февраля в первом чтении приняло законопроект, который позволяет властям регулировать размещение и внешний вид ларьков, стоящих на частных территориях. Свои голоса за документ отдали 34 парламентария, девять высказались против.
Говоря простыми словами, суть инициативы в том, чтобы создать нормативную базу, которая позволила бы, грубо говоря, сносить те ларьки, добраться до которых власти ранее не могли. Речь идет о павильонах, которые строят незаконно и документов на них от владельца власти не получали, но ликвидировать такие точки никто не может, поскольку стоят на частной земле.
Полностью публикуем пояснительную записку к законопроекту «О законодательной инициативе о принятии Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».




Обсуждение инициативы в ЗакСе выдалось бурным.

Впоследствии Иванова поделилась, что по поводу документа ее «терзают смутные сомнения». В качестве примера была приведена ситуация, когда предприниматель приобретает за большие деньги землю, но власти в результате не согласовывают ему размещение НТО. Гарнец в ответ назвал пример некорректным, заявив, что большие участки за большие деньги под размещение киосков не приобретаются.

Депутат Александр Шишлов обратил внимание на статью Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Между тем предложенный законопроект предусматривает демонтаж нестационарных торговых объектов, не внесенных в схему размещения, без судебных разбирательств.

Гарнец возразил, подчеркнув, что текущее положение дел зачастую затягивает судебные тяжбы на годы, позволяя незаконным торговым точкам продолжать свою деятельность. Он также отметил, что в аналогичных ситуациях, связанных с удалением незаконных вывесок с фасадов зданий, федеральный закон подобных ограничений не содержит.

Но Гарнец, парируя, акцентировал внимание на вопросах конкуренции. Он пояснил, что предприниматели, работающие на государственных землях, участвуют в конкурсных процедурах, тогда как владельцы частных участков могут устанавливать любые объекты без соблюдения таких требований, получая конкурентные преимущества.
Депутат Дмитрий Павлов высказал предложение распространить законопроект только на территории у многоэтажек, а предлагаемые в текущей редакции меры он назвал «запретительными», хотя и признал, что ларьки — пережитки прошлого.

Гарнец в ответ указал, что даже в случаях, когда территория частная, власть должна понимать, можно размещать там киоск или же нет. Автор документа предположил, что под участком с НТО пролегает теплотрасса, приезжают десятки машин. Если будут последствия, то кому отвечать?

Михаил Амосов поднял проблему, особенно актуальную для Калининского района, связанную с ларьками, которые стоят на государственной земле или «бездумно включены» в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Гарнец поддержал мнение коллеги, поделившись примером, когда на одном участке незаконно возводилось капитальное строение под видом сразу нескольких НТО. Однако Амосов впоследствии усмотрел в законопроекте возможные «открытые двери для коррупции», указав, что непонятно, как чиновники будут утверждать НТО.

Зинчук, как и депутат Павлов, предложил сосредоточить усилия регулирования именно на земельных участках, прилегающих к МКД.
Перспектива реализации данного законопроекта может быть сложной. Любой силовой заход на частную землю не может опираться на региональные законы и осуществляться региональными властями. Неприкосновенность частной собственности контролируется федеральным законодательством.
Найдет ли законопроект поддержку у депутатов Госдумы или нет — неизвестно. Далеко не каждая идея, поступившая в нижнюю палату, принимается.
Однако порой такое все же происходит. Например, 25 февраля в ГД обсуждали в первом чтении проект закона из Петербурга «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения прав граждан при комплексном развитии территорий (КРТ)». Документ в результате приняли с условием значительной доработки ко второму чтению.

На незаконные торговые объекты пожаловались в прокуратуру Красногвардейского района. Проверка ведомства показала, что некое ООО без согласования с властями разместило на земельном участке у жилых домов 14 и 16 по Муринской дороге нестационарные торговые объекты. При этом проект благоустройства их элементов не согласовывался. Местные жители отмечают, что эти ларьки создают неудобства.
Ведомство постоянно отчитывается о сносе тех или иных павильонов и даже торговых комплексов. Что касается ТК, то ранее усилиями комитета был демонтирован торговый центр «Лидер» у метро «Комендантский проспект».

В здании размещалось более 50 организаций, в том числе заведения общепита, различные магазины, мастерские и сервисы, аптеки, копицентры и так далее.
Арендатор земельного участка допустил значительные нарушения при возведении торгового центра, превысив установленные нормы по площади, высоте и количеству этажей здания. Помимо этого, собственник и пользователи комплекса неоднократно привлекались к ответственности за несанкционированное размещение наружной рекламы, несоблюдение мер противоковидных мер, а также за нарушения правил продажи алкоголя. Пресс-служба ККИ публиковала релиз, где уточняла, что изначально между городом и юрлицом был заключен договор аренды значительной части участка для строительства временного торгового павильона. Однако впоследствии арендатор захватил дополнительные 10 «квадратов» земли сверх разрешенной площади. Несмотря на расторжение договора, участок остался занятым, а юридическое лицо задолжало городу почти 200 тысяч рублей. К слову, о сносе крупных ТК. 10 сентября 2024-го произошел пожар в Sport Palace на Крестовском острове. Комплекс долгое время стоял заброшенным. На следующий день после пожара к зданию Sport Palace приехал Алексей Корабельников. Он с грустью смотрел на сгоревший комплекс. Пока никаких работ по демонтажу объекта не идет. Спустя почти неделю после инцидента в Едином государственном реестре заключений появилось положительное экспертное заключение, подтверждающее решение о сносе здания Sport Palace. Заказчик — СПб ГКУ ЦПЭИГИ, подчиненное ККИ. Вероятно, расходы на снос здания лягут на городской бюджет. Тем не менее, чаще всего комитет по контролю за имуществом сносит именно ларьки. За период с 2022 по 2024 годы ведомство освободило от незаконно размещенных НТО 1251 земельный участок, из них 126 – в прошлом году. Отметим, что в это число входят и сами ларьки, и киоски с лотками, и торговые прилавки, и павильоны. Финансовая составляющая таких мероприятий должна ложиться на плечи нерадивых предпринимателей. Сносить незаконные постройки обязаны именно они. Но, как правило, такой демонтаж реализуют усилиями учреждений, подведомственных комитету. А деньги, соответственно, берут из городской казны. Найти среди релизов ККИ информацию о судебных исках к предпринимателям на возмещение компенсации за снос их незаконных объектов и сколько денег удалось отсудить комитету не получилось.