Родители нередко сталкиваются с фразой о том, что их ребенок ничего не хочет делать. Некоторые высказывают тревогу по этому поводу, другие – выражают безысходность.

Для начала она подробнее рассказала о внешней и внутренней активности. Внешняя активность – это, например, рисование, разговор или игра, которые видимы окружающим. Внутренняя активность – менее заметна и проявляется, когда ребенок наблюдает за окружающими явлениями, думает, фантазирует или мечтает. Она является важным источником развития мышления и креативности и закладывает основы способности чувствовать, понимать себя и окружающий мир.
Эксперт подчеркнула, что «ничего не делать» не всегда говорит о лени или бездействии. В такие моменты внутри происходит работа мозга. После насыщенного дня или сильного эмоционального напряжения ребенку необходимо время для восстановления сил, и иногда он просто может посидеть или полежать, даже «потупить» взгляд. Такой отдых — это нормально, и если после него ребенок чувствует прилив энергии и интерес к деятельности, это говорит о здоровой паузе.
Психолог обозначила причины, которые могут этому способствовать: чрезмерное потребление информации через гаджеты, мультфильмы или YouTube, что снижает интерес к самостоятельной инициативе; слишком простые или наоборот слишком сложные занятия; недостаток общения со взрослыми, а также психологическая усталость от чрезмерных требований.
Эксперт порекомендовала не бояться скуки, ведь она — естественная часть развития. Но необходимо различать «живую скуку», которая проявляется в интересе и стимуле к новым идеям, и подавленное состояние, свидетельствующее о потере связи с собой. Если ребенок жалуется на скуку, не стоит сразу предлагать занятие. Можно показать внимание и спросить, что бы он хотел сделать, если бы был волшебником. Через небольшое время ребенок может сам прийти с новой идеей или вопросом.