Портовая логистика минеральных удобрений стремительно развивается. Традиционные схемы перевалки – прямая погрузка навалом – сегодня сосуществуют с новыми технологическими подходами.

Один из инновационных трендов последних лет – технология смарт-балк (от англ. smartbulk), изначально разработанная за рубежом, но теперь приходящая и в российские порты.
Как работают технологии
«Прямая погрузка навалом – это классический способ перевалки. Удобрения поступают в порт в железнодорожных вагонах-хопперах и выгружаются через донные люки в приемные конвейерные устройства. Затем транспортёрная система перемещает груз в склад или на открытую площадку для кратковременного хранения и накопления судовой партии. В среднем судовая партия составляет около 30 тысяч тонн, тогда как один железнодорожный состав привозит порядка 4,5 тысяч тонн. Несколько маршрутов формируют партию, которую размещают в порту до прихода судна. После накопления удобрения конвейерами подаются из склада на причал и загружаются на судно с помощью судопогрузочной машины»,— отмечает главный технолог терминала Port Favor в Усть-Луге Анатолий Загуменнов.
На практике непосредственная погрузка “вагон–судно” без промежуточного складирования применяется редко; как правило, для гибкости и ритмичности работы используется этап накопления груза на терминале.
Смарт-балк интегрирует в процесс перевалки контейнеры.
Таким образом, контейнер в этой технологии служит лишь промежуточной тарой на этапе порта, а не финальной упаковкой для клиента. Как правило, до конечного потребителя удобрения по схеме смарт-балк не доставляются– выгрузка содержимого контейнеров происходит в порту, поскольку везти тысячи контейнеров до клиента экономически нецелесообразно.
Следует учитывать, что смарт-балк добавляет дополнительную перегрузку груза (особенно во втором сценарии), что может влиять на сохранность удобрений и сопровождается риском пыления.
Преимущества и ограничения технологий
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать всем участникам цепочки: грузоотправителю, порту, а также органам власти и населению тех регионов, на территории которых находятся перевалочные мощности.
Скорость перевалки. Прямая погрузка выигрывает по скорости. Современная конвейерная линия перегружает порядка 2400 тонн удобрений в час, а при работе двух погрузочных машин – до 4800 т/ч. Судно вместимостью 30 тысяч тонн таким образом можно загрузить примерно за сутки.
В смарт-балке же операции выполняются с множеством отдельных контейнеров, что идет значительно медленнее: каждый контейнер приходится опустошать поочередно. Достичь суммарной производительности, сопоставимой с непрерывным конвейером, практически нереально – время стоянки судна заметно увеличивается.
Экологичность. Специализированные навальные терминалы оснащены аспирационными установками: пыль улавливается, пересыпка происходит в закрытых галереях без выбросов в атмосферу. Кроме того, крытые склады защищают удобрения от дождя и предотвращают их слеживание. В смарт-балке грузна этапе хранения полностью изолирован в контейнерах, однако при высыпании контейнеров в трюм происходит открытая пересыпка. Без специальных пылеулавливающих мер этот процесс чреват пылевым выбросом в окружающую среду. Таким образом, экологическая эффективность смарт-балка во многом зависит от мер защиты, тогда как в классической схеме пылеподавление уже отработано.
Масштабируемость. Прямая перевалка хорошо приспособлена к росту объемов – терминал можно расширять, наращивая мощности хранения и перевалки. Смарт-балк же с увеличением партии требует непропорционально большего количества контейнеров и площадей под них, а также дополнительной техники. При десятках тысяч тонн за рейс контейнерная схема становится громоздкой и менее эффективной по сравнению с конвейерной.
Логистические риски. Цепочка “вагон – склад – судно” относительно проста и предсказуема. Контейнерная же схема добавляет больше переменных: нужны свободные контейнеры, могут возникать задержки в пути (например, если контейнеры следуют в составе сборных поездов). Кроме того, универсальный контейнерный терминал при изменении конъюнктуры способен переключить ресурсы на более прибыльный груз и поднять тариф для отправителей удобрений. Специализированный же терминал навала ориентирован только на удобрения, что делает его работу более стабильной. Таким образом, смарт-балк требует более тщательного планирования и учета возможных сбоев цепочки.
На практике контейнерная перевалка имеет ряд скрытых издержек и ограничений, в том числе экологических. Поэтому применять смарт-балк стоит осознанно, четко понимая, где его преимущества действительно перекрывают недостатки. Выбор технологии перевалки удобрений в конечном счете должен диктоваться реальными потребностями: инновации хороши там, где они уместны, а проверенные решения надежны, когда на первом месте – масштаб и стабильность. В перспективе подходы останутся по-прежнему востребованными: традиционный навал – для больших объемов, а смарт-балк – для особых случаев, требующих гибкости.
Справка:
По итогам 2024 года портами России перевалено порядка40 млн тонн удобрений.
Структура экспорта российских удобрений по бассейнам 2024 год: Арктический – 2,5 млн тонн, Азово-Черноморский– 3,4 млн тонн, Балтийский – 31,2 млн тонн.
К 2030 году дефицит портовых мощностей по перевалке удобрений эксперты консалтинговой компании «Имплемента» оценивают в диапазоне от 6 до 22 млн тонн.