03 Окт 2025, Пт

Дата:

Поделиться:

Прямая погрузка или смарт-балк: что эффективнее для перевалки удобрений

Портовая логистика минеральных удобрений стремительно развивается. Традиционные схемы перевалки – прямая погрузка навалом – сегодня сосуществуют с новыми технологическими подходами.

Прямая погрузка или смарт-балк: что эффективнее для перевалки удобрений
Фото предоставлено пресс-службой Port Favor

Один из инновационных трендов последних лет – технология смарт-балк (от англ. smartbulk), изначально разработанная за рубежом, но теперь приходящая и в российские порты.

Она предполагает использование контейнеров для перевалки сыпучих удобрений. Этот подход возник на стыке глобальной контейнеризации и специфики навалочных грузов, предлагая более гибкие схемы работы. Сравнение прямой погрузки и смарт-балка становится особенно актуальным: от выбора технологии зависят скорость, экономика, надёжность и экологическая безопасность портовых операций.

Как работают технологии

«Прямая погрузка навалом – это классический способ перевалки. Удобрения поступают в порт в железнодорожных вагонах-хопперах и выгружаются через донные люки в приемные конвейерные устройства. Затем транспортёрная система перемещает груз в склад или на открытую площадку для кратковременного хранения и накопления судовой партии. В среднем судовая партия составляет около 30 тысяч тонн, тогда как один железнодорожный состав привозит порядка 4,5 тысяч тонн. Несколько маршрутов формируют партию, которую размещают в порту до прихода судна. После накопления удобрения конвейерами подаются из склада на причал и загружаются на судно с помощью судопогрузочной машины»,
— отмечает главный технолог терминала Port Favor в Усть-Луге Анатолий Загуменнов.

На практике непосредственная погрузка “вагон–судно” без промежуточного складирования применяется редко; как правило, для гибкости и ритмичности работы используется этап накопления груза на терминале.

Смарт-балк интегрирует в процесс перевалки контейнеры.

Возможны два варианта: груз либо сразу фасуется в 20-футовые контейнеры на заводе и поступает в порт уже в этой таре, либо прибывает навалом (вагонами) и на терминале перегружается в контейнеры смарт-балк с помощью конвейерно-элеваторной системы. Контейнеры с удобрениями штабелируются на площадке порта до прибытия судна. Погрузка на судно идет не контейнерами, а навалом: каждый контейнер при выгрузке открывается (или опрокидывается механизмом), и удобрения высыпаются в трюм.

Таким образом, контейнер в этой технологии служит лишь промежуточной тарой на этапе порта, а не финальной упаковкой для клиента. Как правило, до конечного потребителя удобрения по схеме смарт-балк не доставляются– выгрузка содержимого контейнеров происходит в порту, поскольку везти тысячи контейнеров до клиента экономически нецелесообразно.

Следует учитывать, что смарт-балк добавляет дополнительную перегрузку груза (особенно во втором сценарии), что может влиять на сохранность удобрений и сопровождается риском пыления.

Преимущества и ограничения технологий

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, которые необходимо учитывать всем участникам цепочки: грузоотправителю, порту, а также органам власти и населению тех регионов, на территории которых находятся перевалочные мощности.

Экономика. Для крупных партий традиционная навальная схема оказывается наиболее выгодной за счет эффекта масштаба и высокой производительности терминала. Смарт-балк же требует большого парка контейнеров и специальной техники, что заметно повышает издержки –перевалка судовой партии ~30 тысяч тонн потребует сотен контейнеров. На больших объемах себестоимость тонны при контейнерной технологии выходит выше, поэтому смарт-балк оправдан скорее для сравнительно небольших отправок или в отсутствие инфраструктуры навала. В таких условиях контейнерный метод позволяет обойтись без строительства больших складов и конвейерных галерей, используя уже имеющуюся контейнерную технику.

Скорость перевалки. Прямая погрузка выигрывает по скорости. Современная конвейерная линия перегружает порядка 2400 тонн удобрений в час, а при работе двух погрузочных машин – до 4800 т/ч. Судно вместимостью 30 тысяч тонн таким образом можно загрузить примерно за сутки.

В смарт-балке же операции выполняются с множеством отдельных контейнеров, что идет значительно медленнее: каждый контейнер приходится опустошать поочередно. Достичь суммарной производительности, сопоставимой с непрерывным конвейером, практически нереально – время стоянки судна заметно увеличивается.

Экологичность. Специализированные навальные терминалы оснащены аспирационными установками: пыль улавливается, пересыпка происходит в закрытых галереях без выбросов в атмосферу. Кроме того, крытые склады защищают удобрения от дождя и предотвращают их слеживание. В смарт-балке грузна этапе хранения полностью изолирован в контейнерах, однако при высыпании контейнеров в трюм происходит открытая пересыпка. Без специальных пылеулавливающих мер этот процесс чреват пылевым выбросом в окружающую среду. Таким образом, экологическая эффективность смарт-балка во многом зависит от мер защиты, тогда как в классической схеме пылеподавление уже отработано.

Безопасность. Навальная технология минимизирует участие людей: большинство операций автоматизировано, операторы находятся в безопасных кабинах или диспетчерских пунктах. Смарт-балк же подразумевает больше ручных этапов и задействование дополнительных сотрудников (перегрузка вагонов, перемещение и разгрузка контейнеров и т. д.), что повышает риски для персонала.

Масштабируемость. Прямая перевалка хорошо приспособлена к росту объемов – терминал можно расширять, наращивая мощности хранения и перевалки. Смарт-балк же с увеличением партии требует непропорционально большего количества контейнеров и площадей под них, а также дополнительной техники. При десятках тысяч тонн за рейс контейнерная схема становится громоздкой и менее эффективной по сравнению с конвейерной.

Логистические риски. Цепочка “вагон – склад – судно” относительно проста и предсказуема. Контейнерная же схема добавляет больше переменных: нужны свободные контейнеры, могут возникать задержки в пути (например, если контейнеры следуют в составе сборных поездов). Кроме того, универсальный контейнерный терминал при изменении конъюнктуры способен переключить ресурсы на более прибыльный груз и поднять тариф для отправителей удобрений. Специализированный же терминал навала ориентирован только на удобрения, что делает его работу более стабильной. Таким образом, смарт-балк требует более тщательного планирования и учета возможных сбоев цепочки.

В то время как смарт-балк привносит в отрасль гибкость и новые возможности, но полностью заменить классическую навальную схему он не в состоянии. Прямая погрузка через специализированные терминалы остается оптимальной для больших объемов благодаря максимальной производительности, экономичности и отработанным экозащитным решениям. Смарт-балк, обладая плюсами(мобильность, меньшие затраты на инфраструктуру), остается нишевым инструментом – эффективным лишь при определенных условиях и требующим взвешенного применения.

На практике контейнерная перевалка имеет ряд скрытых издержек и ограничений, в том числе экологических. Поэтому применять смарт-балк стоит осознанно, четко понимая, где его преимущества действительно перекрывают недостатки. Выбор технологии перевалки удобрений в конечном счете должен диктоваться реальными потребностями: инновации хороши там, где они уместны, а проверенные решения надежны, когда на первом месте – масштаб и стабильность. В перспективе подходы останутся по-прежнему востребованными: традиционный навал – для больших объемов, а смарт-балк – для особых случаев, требующих гибкости.

Справка:

По итогам 2024 года портами России перевалено порядка40 млн тонн удобрений.

Структура экспорта российских удобрений по бассейнам 2024 год: Арктический – 2,5 млн тонн, Азово-Черноморский– 3,4 млн тонн, Балтийский – 31,2 млн тонн.

К 2030 году дефицит портовых мощностей по перевалке удобрений эксперты консалтинговой компании «Имплемента» оценивают в диапазоне от 6 до 22 млн тонн.

Подпишитесь на наш официальный Telegram-канал «МОЙКА78 Новости СПб». Мы покажем и расскажем Вам, как и чем живёт Петербург. Будет интересно!
ДзенЧитайте наши материалы в Дзене

Поделиться:

Стартовавшая в конце мая премия для малого и среднего бизнеса «Малый бизнес – Большие возможности» в этом году проходит под девизом «Искусство быть предпринимателем». Среди ключевых номинаций — «Туристический бизнес», ведь Северная столица — главный магнит для туристов среди городов страны. Также фокус — на социально значимые проекты, где цель бизнеса не только получать прибыль, но и повышать качество жизни вокруг. Среди наград для таких проектов — не только преференции от банка, но и специальные призы от бизнес-клуба «Атланты».

Новости дня

По теме

Подпишись на соцсети:

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.