Пять лет назад депутаты Законодательного собрания Петербурга предложили обогатить российское законодательство понятием «запах», установив для него нормативы и порядок мониторинга. В Госдуму был направлен соответствующий законопроект.

Тогда же, в августе 2020-го, городские власти объявили о формировании межведомственной рабочей группы по «вынюхиванию» загрязнений воздуха. В её состав вошли все ключевые контролирующие ведомства: представители комитета по природопользованию, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и городского управления МЧС. Цель стояла амбициозная — выявлять и устранять источники смрада, отравляющего жизнь горожан, и буквально навести порядок в атмосфере. Спустя пять лет её работы у петербуржцев возникает резонный вопрос: а что, собственно, изменилось?
Хроника типичного смрада: от полного спокойствия до разнообразия причин
В мае 2022 года жители Невского и Центрального районов жаловались на неприятный химический «аромат». Тогда максимальная концентрация запаха была зафиксирована у нефтебазы «Невский мазут».
Осенью того же года город накрыла целая серия вони. В октябре на невыносимые «благовония» несколько дней подряд жаловались жители Московского района, множество обращений также поступило от граждан Фрунзенского и Невского районов. Передвижная лаборатория комитета по природопользованию отправилась на «оперативные наблюдения», затруднившись назвать причину происходящего.

Летом 2023 года ситуация повторилась: южные районы города вновь дружно заявили о невозможности открыть окна из-за непередаваемой атмосферы помойки.
В конце декабря загорелась несанкционированная свалка в районе съезда с КАД к деревне Низино в Ломоносовском районе Ленинградской области, которая по данным на 2 января 2024 года тлела уже больше недели. Несмотря на мороз, она распространяла на километры вокруг едкий химический «шлейф», на который жаловались местные жители. Эконадзор и раньше обращал внимание на эту незаконную свалку. Справиться с ней не помогали ни проверки, ни изъятие техники, ни постановления об административных правонарушениях, которые получали водители, несанкционированно сбрасывавшие здесь отходы.

А уже в сентябре 2025-го, на фоне объявленных Смольным неблагоприятных метеоусловий, в комитет по природопользованию за два дня поступило почти 90 жалоб. Лидировал вечный «чемпион» — Невский район, чей воздух иногда похоже портит завод в Ленобласти. При этом отмечалось, что в ситуации с неблагоприятными метеоусловиями причины вони могут быть особенно разнообразны.
Токсичная перспектива: почему чистый воздух для Петербурга пока несбыточная мечта
К пятилетней череде терзающих носы горожан запахов добавляется и фундаментальное ухудшение качества воздуха. Неутешительные данные 22 января этого года привел на пресс-конференции в ТАСС председатель комитета по природопользованию Кирилл Соловейчик.
На той же пресс-конференции комитет по природопользованию соощил,что изучил данные о градоэкологическом каркасе Петербурга и разработал концепцию его развития. Предварительно выбраны 58 адресов для восстановления утраченных зеленых насаждений в исторической части города, но они пока не озвучиваются. Обещается лишь, что для реализации этих планов будут объединены усилия нескольких комитетов Смольного.
Итог: законодательного дыхания так и не случилось
За пять лет работы группы по «вынюхиванию» в российское законодательство ни на федеральном ни на региональном уровне так и не просочилось понятие «запах». В законодательстве нет прямого определения «неприятного запаха», но ответственность за него наступает через нарушение санитарных норм.
При этом уровни запаха санитарными нормами не регламентируются. На сегодня ароматическая реальность петербуржцев лежит вне правового поля. Смрад не желает признавать границы районов, юридически по-прежнему являясь фантомом, хотя от этого он не становится менее реальным для носов горожан. Создается впечатление, что власти создали группу для борьбы с тем, чего официально не существует. А раз враг не узаконен, то и победить его нельзя — можно лишь фиксировать его бесконечные триумфы.


