С резким заявлением по поводу использования соли в качестве реагентов ото льда в Петербурге выступил глава Фонда капитального ремонта Леонид Вишневский.

По его словам, применение соли приводит к ускоренному износу конструкций. А значит растут объёмы необходимых ремонтных работ и нагрузка на бюджет фонда.
«Как строитель вам отвечу: да, конечно, это сразу зона соприкосновения. Идёт соприкосновение, скажем, соли, реагентов, сажистых наслоений, CO-2 (углекислый газ), которые из-под машин летят, грязь и так далее. Конечно, это агрессивная зона»,— отметил Вишневский, выступая на пресс-конференции «Интерфакса».
Он подчеркнул, что все это разъедает лицевые части фасада на первых этажах. А ведь в основном в Петербурге штукатурные покрытия, то есть в этом плане достаточно хрупкие.
Глава Фонда добавил, что где позволяет технология и внешний облик, специалисты делают защитные преграды, чтобы уберечь стены. Но выходит это не всегда, и особенно в случае с историческими зданиями, образ которых менять нельзя.
Здесь стоит отметить, что ФКР существует исключительно за счет взносов самих петербуржцев. Его размеры разнятся в зависимости от дома, но в среднем это 15-16 рублей в месяц за квадратный метр.
ФКР подведомственен жилищному комитету, который возглавляет Денис Удод. Работу самого ведомства курирует Евгений Разумишкин.
Интересно, что заявление главы Фонда Вишневского — это по сути укол в сторону коммунального блока Смольного, который тоже находится в ведении Разумишкина. Проблема использования реагентов для города не нова, и становится предметом активного обсуждения каждую зиму.
Обрушение ступеней стилобата «Сенной площади» произошло 19 декабря 2023 года. Из-за этого пришлось проводить внеплановый ремонт, а пассажиры лишились входа и выхода из вестибюля.
Метрополитен Петербурга позже объяснял, что лестница просела из-за неустойчивости железобетонной плиты. Ту, в свою очередь, подкосила коррозия арматуры. А возникла она из-за длительного воздействия осадков и реагентов для противогололедной обработки улиц.
После этого ЧП Мойка78 обращала внимание и на состояние фонарей в центре города. Основания вокруг них тоже съедала ржавчина. Вполне вероятно, что это тоже последствия применения реагентов против гололеда.
Представители коммунального блока Смольного, тем не менее, каждый сезон говорят, что используют самую обыкновенную соль. И акцентируют внимание на том, что никакого вреда экологии это не несет.
Репортаж тогда раскритиковали активисты, заявив, что три грамма технической соли, размешенные в стакане воды, может быть, и не принесут вреда организму. Но это не отменяет того, что соль разъедает фасады и металл, приводит к гибели растений и повреждает лапы животных.
Зимой-2025/26 немало претензий, связанных с кучами соли, наваленными на тротуарах. Например, 13 февраля читатели Мойки78 показывали тротуар на проспекте Королева, который буквально утонул в реагентах и лужах. Несмотря на то, что на улице стоял мороз, здесь запросто можно было замочить ноги в талой воде.


В ноябре ситуацию комментировал Разумишкин. Он связал такую обильную «засолку» улиц с «эффектом исполнителя». То есть, иной раз коммунальщики и подрядчики выбирают «пересолить», чем «недосолить». Ведь последнее грозит травмами пешеходов на гололеде, которые в Петербурге тоже нередки.
Об этом же 4 февраля говорил глава комитета по благоустройству Сергей Петриченко. Он утверждает, что за последние два года количество травм на льду сократилось втрое.
У этого материала высокая абразивность, так что он по своим свойствам превосходит песок. К тому же, гранитная крошка — долгоиграющий вариант. В Финляндии ее после сезона собирают и используют в других целях либо оставляют на следующую зиму.
Власти Петербурга рассматривали и этот вариант. Но он, во-первых, значительно дороже реагентов. А, во-вторых, гранитная крошка может забивать ливневки, что добавит проблем Водоканалу.


