От несчастных случаев, которые влекут за собой серьезные проблемы со здоровьем и угрожают жизни, не застрахован никто. На территории РФ каждый человек имеет право обратиться в службу скорой помощи. Существуют некоторые различия в вызове медицинской бригады со стационарного и мобильного телефона. О том, в чем заключаются эти различия и как правильно действовать, чтобы не терять драгоценные минуты, поговорим далее.

Особенности вызова скорой помощи с телефона

С самого детства родители учат детей запоминать номера телефонов служб экстренной помощи: полиции, пожарной, скорой, газовой. Но на привычный всем номер 03 с мобильного телефона не дозвониться. Для этого нужен стационарный телефон или уличный таксофон. Все дело в том, что смартфоны не поддерживают набор двухзначных номеров, и вызов на номер 003 тоже не даст результатов.

Для разных мобильных операторов существуют свои трехзначные комбинации для вызова экстренных служб. Например, чтобы вызвать скорую с симки «МегаФона» или «Теле2», нужно набрать номер 030. Но во избежание путаницы лучше использовать единые номера для всех операторов. Для того чтобы вызвать экстренную службу, нужно набрать соответствующий номер:

  • 103 — по данному номеру можно дозвониться до станции скорой помощи;
  • 101 — номер для вызова пожарных;
  • 102 — номер для вызова полицейских;
  • 104 — номер для вызова газовой службы.
  • 112 — единый номер, по которому можно вызвать любую экстренную службу.

За звонки в службы помощи денежные средства не списываются, а по номеру 112 можно дозвониться даже в том случае, если вы находитесь вне зоны действия сети или в телефоне отсутствует сим-карта.

Какая информация потребуется оператору экстренной медслужбы?

Для того чтобы ускорить время приезда помощи, начинать разговор лучше с названия адреса. Примерное указание места не подходит, бригаде скорой помощи нужен точный адрес, и оператору придется тратить время на то, чтобы самостоятельно определить местоположение звонящего по системе «2ГИС».

Звонок по номеру 103 автоматически не отслеживается, поэтому, если с определением точного адреса возникают сложности, то лучше звонить на номер 112.

После выяснения адреса нужно рассказать о пострадавшем: указать его примерный возраст, коротко объяснить, что случилось, описать наблюдаемые симптомы. Оператору хватит нескольких коротких предложений, чтобы определить возможную проблему и начать задавать уточняющие вопросы.

Часто такие звонки сопровождаются паникой и истериками, что увеличивает время приезда помощи. Очень важно в такой ситуации не спорить, не раздражаться, если задают много вопросов. Оператор точно знает, о чем нужно спросить, и специально не тянет время. Отвечать диспетчеру нужно коротко, разборчиво и не вдаваться в лишние подробности. Если чувствуете, что не можете сдержать панику, то по возможности лучше доверить вызов врачей спокойному человеку.

Кто имеет право вызвать скорую помощь?

В Российской Федерации на экстренную медицинскую помощь могут рассчитывать все люди, находящиеся на территории страны. В данном случае не имеет значения место жительства, наличие регистрации, гражданства. Не требуется медицинский полис или документы, удостоверяющие личность.

Но бывают ситуации, когда скорая помощь не приедет, даже если вы правильно набрали номер с мобильного. Диспетчер не станет направлять бригаду врачей в следующих случаях:

  • если наблюдается повышение температуры у взрослых до 38°C, в такой ситуации лучше вызвать участкового терапевта на дом, но звонить нужно в первой половине дня;
  • если звонящий просит забрать бездомного или привезти медикаменты пожилому человеку;
  • если требуется отвезти больного в поликлинику в порядке плановой госпитализации;
  • если требуется медицинская консультация;
  • если требуется выписать больничный или рецепт на дому;
  • если требуется стоматологическая помощь;
  • если нужно сделать укол, перевязку, провести ингаляцию, осмотр или другие подобные манипуляции.

Если помощь нужна младенцу, то врачи скорой помощи обязаны приехать в любом случае.

Каждая конкретная ситуация рассматривается диспетчерами экстренной службы в индивидуальном порядке. Если существует явная угроза жизни, скорая помощь должна прибыть на место в течение 20 минут с момента вызова. Но при высокой загрузке медиков или по причине труднодоступности населенного пункта помощь приходится ждать дольше.

Бригада скорой помощи или неотложка

На сегодняшний день существует две бригады врачей: скорая помощь и неотложка. Разница заключается в том, что скорая выезжает на случаи, когда есть угроза жизни и время оказания помощи имеет решающее значение. К таким ситуациям относятся:

  • внезапные роды;
  • спонтанные кровотечения;
  • потеря сознания по неизвестным причинам;
  • серьезные травмы;
  • инфаркты, инсульты и некоторые другие случаи.

Неотложка приезжает, когда требуется срочная помощь, но нет угрозы для жизни, например обострение хронического заболевания. Если на момент такого вызова все кареты скорой помощи заняты и поступают новые срочные вызовы, то звонок ставится в очередь. Помощь все равно приедет, но время ожидания будет дольше. В таком случае не нужно перезванивать снова и занимать линию.

Не существует специальных номеров ни для мобильного телефона, ни для стационарного, по которым можно вызвать специально неотложку или скорую помощь. Решение принимает диспетчер на основе информации, полученной от звонившего.

Такое разделение было введено для того, чтобы разгрузить врачей скорой и обеспечить оперативную помощь тем, кто в этом действительно нуждается.

К сожалению, в службы помощи часто звонят люди с психическими расстройствами, пенсионеры, которым на самом деле не нужна срочная помощь, или дети, для того чтобы себя развлечь. Статистические данные говорят о том, что по всей стране в экстренные службы ложные вызовы поступают каждые четыре минуты. Все это отвлекает диспетчеров, врачей и увеличивает время прибытия помощи.