В Петербурге почти 600 школьников рискуют остаться без качественного технического образования. Комитет по образованию под руководством Наталии Путиловской и вице-губернатора Ирины Потехиной в разгар летних каникул, похоже, решили избавиться от крупного образовательного проекта – Лаборатории непрерывного математического образования.

А крайним, вероятно, будет Роспотребнадзор. Так, в начале июля сразу три школы Адмиралтейского района, где находились площадки образовательного проекта отказались продлевать контракты на аренду и сотрудничество. Кабинеты опечатали, в них не пускают даже директора ЛНМО Илью Чистякова, чтобы забрать оборудование.

«Научно-образовательные комплексы, которые мы создавали 11 лет в качестве центра дополнительного образования, перестанут существовать уже 1 сентября: дети останутся без своих коллективов, учителя будут вынуждены искать работу»,
— говорится в сообщении официальной группы ЛНМО «Вконтакте».

Отметим, что дети на площадках занимались по специальной образовательной программе, на выбор можно было грызть гранит математических, биологических или гуманитарных наук. Хотя формально ученики продолжали числиться в школах Адмиралтейского района, программа у них была почти университетской. Для понимания уровня подготовки не будем приводить средний балл ЕГЭ выпускников, но скажем, что один из них несколько лет назад получил премию Карла Менгера, которую называют «малой нобелевской премией».

На ситуацию поспешила отреагировать вице-губернатор Ирина Потехина. Она объяснила «Деловому Петербургу» закрытие ЛНМО тем, что дети во время основных учебных часов проходили не те темы. Чиновница сослалась на то, что лицензия ЛМНО предполагает только получение дополнительного образования, поэтому сначала за уроки в обычной школе, а потом уже, если очень хочется, то можно и инженерное дело осваивать.

Мойка78 проверила, в лицензии ЛНМО нет слова «дополнительная» — лишь «Осуществление образовательной деятельности», выдана она, кстати, согласно «СБИС» в 2017 году комитетом по образованию. Основным ОКВЭДом действительно числится именно дополнительное образование. Но также в ЕГРЮЛ есть «начальное, среднее и основное образование».

В администрации Адмиралтейского района родителям нашли другую причину закрытия инженерной площадки и лишь констатировали, например, помещения школы №241 нужны для размещения логопедов и психологов. Таково распоряжение Роспотребнадзора.

«В соответствии с постановлением, вынесенным территориальным отделом Роспотребнадзора 29.04.2022, ГБОУ СОШ №241 обязана разместить кабинеты начальной школы к началу 2022-2023 учебного года на 1 этаже здания, а также создать специальную зону для комфортной и успешной работы логопеда и психолога, что, возможно, повлечёт за собой изменение условий сотрудничества с ЧОУ ОиДО «ЛНМО»»,
— говорится в ответе родителям школьников от администрации района под руководством Сергея Оверчука (имеется в распоряжении редакции).

Как в перспективе уже нескольких лет скажется закрытие школы на экономике Петербурга, в частности, и России, в целом, большой вопрос. Владимир Путин на форуме стратегических инициатив отдельно подчеркнул необходимость создания и развития именно инженерных школ. Однако в Смольном, вероятно, решили, что импортозамещение обойдется и без этого. При этом Мойка78 уже предлагала «Газпрому» и вице-губернатору Ирине Потехиной заняться строительством не только спортивных ФОКов в Петербурге, но и кружков робототехники и радиоклубов, чтобы дети в любом районе города могли получить практическое инженерное образование. Если бы идею взяли на карандаш, ЛНМО не просто не лишилась бы места, но и готовилась бы к расширению, а указы президента выполнялись бы быстрее всего в России.

Не состыковки действий Смольного, которые, похоже идут в разрез с интересами России в части воспитания молодых и талантливых инженеров заметили и родители. Они не понимают, почему их дети, которые с 7 класса учатся математике, физике и программированию на продвинутом уровне должны слушать уроки по темам, которые давно прошли.

«Нам всем говорят, что нужны математические и инженерные школы, нужно импортозамещение. Но тут же администрация закрывает уникальное образование учреждение, которое как раз готовило таких специалистов. Все дети хотят учиться, они очень мотивированы. А сейчас 600 семей оказались фактически в заложниках, бьются во время двери, пишут письма в администрацию президента»,
— сообщил Мойке78 неравнодушный родитель выпускника этого года, который закончил ЛНМО.

При этом в школе уже нашли компромисс, который может устроить всех. Но на него нужно время, а до сентября можно банально не успеть. Поэтому ЛНМО нужен еще один учебный год на старых условиях.

«Руководство лаборатории, родители и выпускники обращаются к властям с предложением сохранить хотя бы в этом учебном году сложившиеся научно-образовательные комплексы в школах Адмиралтейского района. Проработать вопрос открытия на базе педагогического коллектива ЛНМО самостоятельной государственной школы, либо учебного заведения в структуре одного из государственных вузов»,
— говорится в обращении сотрудников ЛНМО к чиновникам Смольного и губернатору Александру Беглову.

Пока ситуация в инженерными класса остается подвешенной. Ни родители школьников, ни руководство ЛНМО не может дать ответа, какую программу дети будут осваивать с 1 сентября: продвинутую или же стандартную общеобразовательную.

Отметим, что в реестре бизнес-пожеланий губернатору Александру Беглову Мойка78 указывала на необходимость создания и IT-кластеров, и центров импортозамещения при образовательных учреждениях. Так, студенты и школьники могли бы не только получать качественное образование, но и работать на конкретные задачи, которые стоят перед промышленностью.