Что творится в мусульманском мире Северной столицы? Число мусульман в Петербурге вовсе не маленькое. По разным подсчетам, их в городе от нескольких десятков тысяч до миллиона человек.
Как рассказал «Мойке78» председатель Координационного совета мусульман Санкт-Петербурга Шамиль Мугаттаров, четкого разделения, что в одну мечеть ходят татары, а в другую, например, только дагестанцы, конечно, нет. Но то, что определенные национальности любят ходить в одну мечеть, другие в другую — это правда.
При этом единого центра управления мусульманами в Петербурге тоже нет. Так, две основные городские мечети подчиняются Духовному управлению мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России — эта организация входит в Центральное духовное управление мусульман (Уфа). Культурно-просветительский центр Дагестан работает в соответствии с Духовным управлением мусульман Санкт-Петербурга и Духовным управлением мусульман Дагестана, а, например, молельная комната на Литейном проспекте подчиняется Совету муфтиев России (Москва).
Пока можно отметить, что власти города освещают и поддерживают официальные мероприятия в основном только Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России.
Причем, как рассказали «Мойке78» в Комитете по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге, открытие официальных молельных комнат в Петербурге, а не «каких-то подпольных», согласовывается с главой Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтием Равилем Панчеевым. Порядок открытия молельных комнат вывешен на сайте ДУМ СПб и Северо-Запада.
«У нас здесь есть один муфтий, который занимается непосредственно духовным управлением всех мусульман. Соответственно, все ориентированы на него, и все согласовывается с ним»,
— отметили в комитете.
По словам же Владимира Иванова, начальника отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Санкт-Петербурга, власти города взаимодействуют со всеми религиозными организациями, которые имеют юридическую регистрацию, зарегистрированы управлением юстиции. Это относится и к Совету муфтиев России, и к Духовному управлению мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.
«Но степень партнерских отношений — это уже вопрос не только формально-правовой, но и вопрос, который предполагает определенный не то что выбор, но право определять степень интенсивности этих партнерских отношений», — сообщил он «Мойке78».
«Естественно, мы взаимодействуем, может быть, больше с той религиозной организацией, которая у нас в городе исторически дольше существует. Это относится к Духовному управлению мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона», — отметил он.
Кроме того, у ДУМ Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в распоряжении две мечети, оно окормляет большее число верующих мусульман, чем другие, и это, по словам Владимира Иванова, второй объективный критерий.
И, наконец, количество и качество мероприятий позволяет органам государственной власти видеть в ДУМ надежных партнеров, хотя это и не закрывает возможности и права взаимодействовать и с другими юридическими лицами.
«Любой конфликт нам нежелателен, болезненен. Но в то же время это отношения независимых организаций. И вмешиваться в него просто так мы не имеем права. К счастью, он и не выходил на открытый публичный уровень»,
— сказал Иванов.
В городе функционируют две основные мечети — на Кронверкском проспекте и Парашютной улице, и несколько молельных комнат, ориентированных, в основном, на национальные автономии.
Помимо двух основных мечетей есть молебные дома, из них три — на Васильевском острове. Они как раз формируются по принципу национальности: есть ингушская, дагестанская и еще одна небольшая молельная комната, которую содержит одна религиозная организация.
Кроме того, на Литейном проспекте есть достаточно большая молельная комната от Совета муфтиев России — от мухтасибата, который здесь организован, и большой татарский молебный дом в Красном селе от общественной и от религиозной организации татар. По величине это как третья мечеть в городе, отметил Шамиль Мугаттаров.
В феврале прошлого года в Петербурге разразился скандал, когда появилась информация об отстранении от должности главы Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтия Равиля Панчеева.
В итоге ДУМ СПб выступило с заявлением о нелигитимности решения Шейх-уль-Ислама Центрального духовного управления мусульман России, так как вопрос о прекращении полномочий муфтия на рассмотрение Меджлиса не выносился.
«Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России призывает Шейх-уль-Ислама не сеять среди мусульманской уммы Северо-Запада России раздор своими незаконными решениями», — говорилось также в сообщении.
Очевидно, что в ближайшее время решения проблемы не будет найдено, и можно ли назвать серьезной проблемой внутренние разногласия такой большой общности Петербурга, как мусульмане?
По мнению исполнительного директора Института экономической безопасности СпбГЭУ Дмитрия Карпушина, любой конфликт среди жителей города рано или поздно коснется всех жителей города. Как заявил он «Мойке78», «необходимо активное дружелюбное обращение большинства к любой обособленной и уважаемой группе в интересах города».
«Если есть конфликты внутри, то большинство — независимо от того, из представителей каких этносов и вероисповеданий оно состоит, — должно дать четкие оценки с точки зрения ценностей большого европейского города, каким Петербург, безусловно, является», — отметил Дмитрий Карпушин.
«Поэтому мне кажется, что город как полиэтничный и полирелигиозный организм создал некие правила общежития, которые должен деликатно, но настойчиво всем предъявлять, представителю любой группы. Это просто справедливо»,
— считает эксперт.