В Петербурге может появиться внутригородское кольцевое железнодорожное сообщение. Об этом сегодня заявил замминистра транспорта Николай Асаул на конференции, открывшейся в нашем городе. Правда, как это уже бывало с Асаулом, «проект пока находится на уровне идеи», а первая конкретика по срокам, стоимости и протяжённости новой ветки появится в 2018-м. 

«Это правильная идея, и она, безусловно, должна быть реализована. Пример Московского центрального кольца показал — это крайне востребованный вид транспорта в мегаполисе и хорошая альтернатива строительству метро. В Петербурге для этого есть все предпосылки, и местная «Дирекция по развитию транспортной системы» будет активно заниматься его проработкой и скорейшей реализацией. Думаю, этот проект станет неотъемлемой частью петербургской транспортной системы», 

— заявил Асаул.

Напомним, проект кольцевой дороги в Петербурге включен в «Стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030-го». Прокладкой железнодорожного кольца должны совместно заниматься Смольный и ОАО «РЖД». Городские власти заранее дали ему «рабочее» название — проект «Открытое метро Петербурга», и, по сути, он должен стать аналогом Московского центрального кольца (МЦК). 

Правда, в силу географических особенностей Северной столицы проект «Открытое метро» будет реализован в виде железнодорожного полукольца — с использованием существующих мощностей ОАО «РЖД». По предварительным планам, длина трассы «Открытого метро» должна составить 53 километра, она будет включать 24 транспортно-пересадочных узла — с возможностью пересадки на все существующие в городе линии метро. 

Согласно «Стратегии развития железнодорожного транспорта», маршрут новой ж/д трассы пройдет от будущего жилого района «Юнтолово» на северо-западе Петербурга через Лахту, «Старую Деревню», Кушелевку, Пискарёвку, Ладожский вокзал, «Волковскую» и «Электросилу» — до Сосновой поляны на юго-западе города. Планируемый пассажиропоток «Открытого метро» — более 170 тысяч человек в сутки (около 60 млн человек в год). 

Как заявил сегодня замминистра транспорта Асаул, если проект будет одобрен в Москве, то Смольный для его скорейшей реализации сможет обратиться в Минфин за поддержкой из федерального бюджета. А сам проект может получить статус стратегического. 

Напомним, проект, с которого власти Петербурга намерены брать пример — Московское центральное кольцо (МКЖД) — было построено в начале XX века и использовалось исключительно как грузовая артерия. Однако по решению мэрии Москвы после 2012-го там началась реконструкция станций для запуска пассажирского сообщения. Сейчас МКЖД частично действует в тестовом режиме. 

Протяженность московского «кольца» составляет 54 километра, по нему будут курсировать 130 пар поездов «Ласточка» с интервалом 5–6 минут в «часы пик». При этом весь подвижной состав МКЖД оснастят энергосберегающим оборудованием, креплениями для перевозки велосипедов и бесплатным Wi-Fi. МКЖД включает 31 станцию, на которых предусмотрено 17 пересадок на 11 линий метрополитена, и 9 пересадок — на радиальные направления железной дороги. 

Эксперты говорят — сегодня дополнительная железнодорожная сеть внеуличного городского транспорта становится необходимым атрибутом функционирования многих современных мегаполисов. В частности, такие железнодорожные сети есть в Париже (RER), в Берлине («S-Bahn») и Нью-Йорке. Как правило, в черте мегаполисов такие сети становятся полноценными транспортными системами, в том числе — для внутригородских перевозок.