Вслед за губернатором Георгием Полтавченко свои поправки в проект городского бюджета-2018 внесли парламентские фракции. Но если оппозиционные фракции сделали это по отдельности, то местные «единороссы», занимающие в парламенте 36 мест из 50-ти, подали коллективную фракционную поправку. 

Для начала стоит напомнить — так называемая депутатская поправка (позже переименованная в «поправку БФК») существует в петербургском парламенте с середины 1990-х годов. Она позволяет перераспределить часть городского бюджета таким образом, чтобы парламентарии сами решали — куда направить городские деньги в своих округах (эти суммы порой измеряются десятками миллионов рублей). «Поправку БФК» неоднократно пытались отменить, но депутаты негласно, но упорно сопротивлялись этому процессу. 

С приходом в Мариинский дворец одного из создателей партии «Яблоко» Григория Явлинского борьба за отмену поправки достигла своего пика. И в конце 2015-го под давлением оппозиции ЗакС даже принял в первом чтении законопроект об отмене «депутатской поправки». Однако дальше этого дело не пошло. Сначала второе чтение закона отложили на полгода – до июля 2016-го, а потом и вовсе «спрятали под сукно». С тех пор спикер ЗакСа Макаров клятвенно обещает раскрыть размер и адресность «депутатской поправки». Но каждый раз конкретные цифры обнародуются лишь частично и без оглашения фамилий депутатов. Кстати, именно по этой причине «единороссы» подают свою «поправку» коллективно — чтобы меньше «светить» расходы. 

При этом аналитики указывают — в последние годы «поправка» стала еще более секретной. Раньше можно было — при известном старании — увидеть, на что и какой именно депутат выделяет городские средства. Сейчас документ носит крайне закрытый характер — в нем напротив суммы указаны лишь целевые статьи и организации-распределители бюджетных средств. Кроме того, в этом году «депутатская поправка» выросла в несколько раз. А часть денег на нее была «зашита» в бюджет-2018 еще в первом чтении. 

Согласно документу «единороссов», больше всего денег получит в 2018-м Комитет по госконтролю, использованию и охране памятников (КГИОП) — 420 млн рублей. Причем 112 млн из этой суммы депутаты хотят направить на субсидии религиозным организациям. Еще 19 млн рублей уйдет на реализацию проекта «Открытый город» под эгидой «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры». 

Комитет по вопросам законности и правопорядка получит от «единороссов» 130 млн рублей. Половина из них — 66 млн — пойдет на ремонт зданий и помещений судов и городских отделов МВД. 40 млн из этой суммы уйдет на профилактику правонарушений. 112 млн рублей выделят на расходы Комитета по соцполитике — в основном, на субсидии домам престарелых, инвалидов и центрам для несовершеннолетних.

Смольнинский Комитет по печати получит от «единороссов» 128 млн рублей. Львиная доля этих денег, 65,2 млн, составит поддержка газеты «Вечерний Санкт-Петербург» (ее учредил ЗакС). На гранты для остальных СМИ потратят 26,5 млн. А еще на 33,5 млн рублей будут поднимать тираж малых питерских СМИ и увеличивать подписку для льготников.

Комитет по молодежной политике Смольного получит от парламентариев 66 млн рублей. 50 млн из них уйдет на поддержку «социально ориентированным НКО», а также на проведение молодежных фестивалей и конкурсов. Думая о городе, «единороссы» не забыли и о хлебе насущном — они выделили 9 млн рублей на поддержку… столовой Мариинского дворца «на возмещение расходов по покупке оборудования и материальных запасов».

Примечательно, что часть своих инициатив депутаты от «ЕР» предлагают оплатить за счет …сокращения Резервного фонда губернатора. Если все их пожелания будут выполнены, то фонд в 2018-м уменьшится на 932 млн рублей. Кроме того, «единороссы» намерены отнять «лишние» 85 млн рублей у Комитета по здравоохранению (эти деньги должны были пойти на покупку оборудования для больниц и поликлиник). Еще 385 млн рублей отнимут у Комитета по культуре (субсидий недополучат объекты культурного наследия). А из расходов смольнинского Комитета по образованию «единороссы» вычтут «всего» 18 млн.

Разумеется, хватает инициатив и у депутатов от «Яблока», «Справедливой России» и КПРФ.

Так, «яблочники» Амосов и Вишневский предлагают отнять 4,1 млрд рублей у концессионеров Западного скоростного диаметра — и направить их на расселение городских «коммуналок». Еще 2,5 млрд (опять же предназначенные на ЗСД) «яблочники» хотят направить на «содержание зеленых насаждений». Также они намерены предусмотреть 10,5 млн рублей на «выплаты гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации». 

Врач-«справоросс» Александр Егоров искренне хочет добавить целых 577 млн на развитие городского здравоохранения. Также эсеры предлагают направить 400 млн на рекультивацию свалки «Новоселки». Коммунисты же не размениваются на мелочи и предпочитают оперировать гигантскими суммами. Например, они желают выделить 3 млрд рублей на капремонт домов, 8 млрд — «детям войны», 2 млрд — на здравоохранение, и еще 2 млрд — многодетным семьям.

У оппозиции еще много планов по «правильному», на их взгляд, распределению бюджета. Но суровая  практика показывает — как правило, во втором чтении бюджета ЗакС принимает лишь поправки, коллективно внесенные «Единой Россией». Бюджетные поправки других фракций, какими бы  необходимыми для города они ни казались, парламент просто отклоняет. Абсолютное большинство в ЗС позволяет «единороссам» распределять «депутатскую» часть бюджета по собственному усмотрению. А по поводу желаний оппозиционеров боссы «ЕР» говорят — «эти инициативы носят скорее популистский, чем реалистичный характер».