Гендиректор компании «Стройтехнологии» Игорь Щерба в свое время пострадал от действий судебных приставов. Сегодня он стал первым бизнесменом в Петербурге, который создал общественную организацию «Антитеррор-бизнес-Альфа» — она помогает другим представителям бизнеса, столкнувшимся с «беспределом» со стороны судебных приставов или полиции.   

Год назад Госдума приняла президентский законопроект, ужесточающий наказание за незаконное возбуждение уголовных дел. Согласно документу, теперь силовикам грозит до 10 лет колонии за незаконное возбуждение уголовных дел на бизнесменов, которые в результате лишаются бизнеса или теряют более 1,5 миллионов рублей.

В феврале 2016-го бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов в своем докладе упоминал о 6,5 тысячах руководителях предприятий, сидящих в тюрьме (в 2012 таковых было менее двух тысяч). Сейчас же, чтобы чей-то бизнес серьезно пострадал, необязательно даже заводить уголовное дело и доводить до тюремного заключения — достаточно использовать механизм гражданского судопроизводства.

По словам юристов и самих предпринимателей, очень часто гражданско-правовые споры между предпринимателями решаются с помощью Уголовного кодекса. По сути, силовики  возбуждают уголовные дела тогда, когда одна из сторон не смогла исполнить свои обязательства по договору. В итоге бывает, что в спорной ситуации есть и заявление в Арбитражный суд, и в полицию о мошенничестве. Причем, чтобы обойти обвинения в «кошмарении» бизнеса, уголовные дела возбуждаются не в отношении конкретного лица, а «по факту», сами предприниматели проходят по ним свидетелями. Но это не мешает силовикам изымать вещи и документы, накладывать аресты и, по сути, ставить условием прекращения дела возврат имущества или денег «пострадавшей» стороне.

С подобной схемой рейдерства «в новом формате» столкнулся и гендиректор компании «Стройтехнологии» Игорь Щерба. Арест техники и счетов его компании был обеспечительной мерой по судебному решению, но судебные приставы изъяли все, до чего смогли дотянуться. Щерба уверен — их действия были направлены на блокировку финансово-хозяйственной деятельности компании. В итоге уже более двух лет строительная компания не может нормально работать.

По его мнению, беда в том, что у многих силовиков еще с советских времен осталось отношение к бизнесменам как к спекулянтам и людям, по определению нечестным. Он уверен — в России вообще и в Петербурге в частности необходимо менять правовую культуру общества. При этом крайне важно, чтобы ни один факт незаконного давления на бизнес не оставался без последствий. Об этом «Мойка78» поговорила с Игорем Щербой 

— Насколько верна информация, что вы создали в городе «организацию по борьбе с судебными приставами»? 

— С самими судебными приставами мы бороться не собираемся. Мы собираемся бороться, в основном, с «оборотнями в погонах», которые работают в ФСС. В свое время я начинал с продуктового бизнеса — мы с партнерами были производителями растительного масла под торговой маркой «Дары Кубани». Само масло до сих пор продается, но мы уже не имеем к нему отношения. Тогда мы в первый раз лицом к лицу столкнулись с откровенным рейдерством со стороны «государственных коллекторов». В итоге завод по производству масла мы продали. После этого мы решили заняться строительством — и сейчас уже два года проходим схожую «рейдерскую историю», связанную и со службой судебных приставов, и с Арбитражным судом. 

— С какой целью вы создали организацию «Антитеррор-Бизнес-Альфа»?

— За эти два года мы «набили шишек» и приобрели определенный опыт. Поэтому мы решили делиться этим опытом с предпринимателями, которые попали в сложную ситуацию из-за работы судебных приставов. Я должен честно сказать — сейчас на рынке творится настоящий кошмар, многие наши знакомые против своей воли оказались ввязаны в судебные споры с государством. Мы охотно делимся с ними своими контактами — даем им тех юристов, которые как раз «заточены» на сложные ситуации с участием судебных приставов.  Мы пытаемся консультировать коллег-бизнесменов-  с тем, чтобы они не повторили наших ошибок. 

— Что бы вы могли посоветовать предпринимателям, к которым пришли судебные приставы из-за довольно небольшой суммы — и наложили арест на счета и имущество на миллионы, а то и десятки миллионов рублей?

— Знаете, на мой взгляд, предпринимателям сейчас надо быть более сплоченными. Потому что слишком многие бизнесмены в Петербурге сегодня откровенно запуганы силовиками и предпочитают действовать по принципу «меня не трогают — и ладно, а если тронули соседа —  я тут ни при чем». Увы, сегодня это — в корне неправильный принцип, потому что, на мой взгляд, в городе сейчас идет повальная «вырубка» бизнеса. Людей в погонах, жаждущих получить нетрудовые доходы,  все больше и больше. А бизнеса, соответственно — все меньше и меньше. Как говорят в таких случаях зоологи, «оборотням в погонах не хватает кормовой базы», и в итоге одного бизнесмена за другим пытаются «разводить на деньги». Cиловики беззастенчиво пользуются тем, что бизнесмены у нас — разрозненные и слабые. 

— Пытались ли вы или ваши коллеги обращаться в аппарат Уполномоченного по правам предпринимателей? 

— Мы неоднократно обращались в аппарат петербургского бизнес-омбудсмена Александра Абросимова, но, увы, никакой помощи не получили. Об этом же сообщили нам и другие бизнесмены. Поэтому мы решили оказывать консультативную и юридическую помощь бизнесу самостоятельно, исходя из своего горького опыта. Но здесь, кстати, нужно признать — не слишком эффективно действует именно аппарат питерского бизнес-омбудсмена Абросимова, в других регионах, насколько мы знаем, эти люди действуют более эффективно. 

В Петербурге в работе тех же судебных приставов периодически происходят грубейшие нарушения, по которым необходимо заводить уголовные дела — это видно даже невооруженным взглядом. Однако аппарат Абросимова даже в этих случаях ничего толком не предпринимает. Он либо не хочет обращать внимания на эти ситуации, либо не желает создавать вокруг себя конфликтную среду. Сейчас идет такой тренд: «одним бизнесменом больше, другим меньше — ничего страшного». Мне кажется, в аппарате Абросимова за интересы бизнеса вообще не сильно болеют. По крайней мере, я в их глазах особой «искорки» по этому поводу не видел. К тому же, по моей информации, там довольно много прокурорских сотрудников и, по большому счету, они с теми же приставами-рейдерами чуть ли не дружат. 

— Как вы считаете, какие законы стоило бы «подправить», чтобы бизнесу жилось легче?

— Думаю, что нынешние законы никак не надо подправлять — они, по идее, достаточно продуманные. В случаях, когда кто-то кого-то обидел, захватил чью-то собственность, «отжал» часть чужого бизнеса, акций и т. д. конечной инстанцией должен выступать суд. Допустим, приставы  совершили какое-то превышение полномочий или преступление — суд должен выносить справедливое, законное решение. Или, допустим, полиция возбудила дело против бизнесмена без достаточных на то оснований — суд не должен быть на ее стороне. Но, к сожалению, именно так и происходит. У меня вообще порой складывается впечатление, что суды против бизнеса у нас сейчас действуют, как в 1937-м. Может, даже уже впору создавать «чекистские тройки», чтобы «решать вопросы» без суда и следствия. На мой взгляд, вся проблема сегодня — в законности и справедливости судов.