По данным петербургских бизнес-изданий, сегодня около 900 местных компаний с годовым оборотом более 100 млн рублей находятся в стадии ликвидации или банкротства. Однако, как пояснили «Мойке78» в Комитете по труду и занятости населения Смольного, это пока никак на сказывается на состоянии местного рынка труда.
По данным исследования, проведенного петербургским агентством РБК, общий оборот петербургских компаний, оказавшихся в 2017-м в стадии ликвидации или банкротства, составил почти 500 млрд рублей. Более 60 процентов уже обанкротившихся предприятий — оптовые дистрибьюторы. Второе и третье места в списке самых «банкротящихся» отраслей занимают строительство и логистика. По словам экспертов, банкротства в этих отраслях происходят из-за усиления давления со стороны крупных федеральных компаний, а также из-за демпинга на рынке. Но самая главная причина — долговременное падение реальных доходов горожан.
Среди отраслей, лидирующих по объему банкротств — логистический бизнес. В стадии ликвидации или банкротства в 2017 году оказалось 55 таких компаний с общей выручкой 21 млрд руб. По мнению экспертов, с рынка уходят игроки, не сумевшие выстроить эффективные финансовые модели, а также небольшие и средние компании. В целом, по данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, количество банкротств по всей России в третьем квартале 2017-го выросло по сравнению с 2016-м на 12,4%, до 3227 единиц.
На рост банкротств влияют два фактора, полагают аналитики. Первый — слабый потребительский спрос, так как реальные доходы населения падают уже 12 кварталов подряд. Вторая причина — медленное снижение ключевой ставки ЦБ. В начале года она была на уровне 10%, а к концу октября снизилась лишь до 8,25%. Хотя инфляция в этом году падала быстро, и в итоге составила 2,7%.
Казалось бы, такое количество банкротств относительно крупных компаний должно вызвать настоящую панику на петербургском рынке занятости. Однако, как сообщили «Мойке78» в петербургском комитете по труду и занятости населения, никаких видимых признаков массовых увольнений в городе не зафиксировано.
[quote_line]«С начала года общий уровень занятости населения в Северной столице, вопреки информации о «массовых банкротствах» в бизнесе, только вырос — на 0,2 процента. Сегодня он составляет в городе 73,7 процента от всего работоспособного населения (учитываются жители в возрасте от 15 до 72 лет), — сообщила пресс-секретарь КТЗС Мария Алексеева. — По этому показателю мы сейчас входим в пятерку российских регионов-лидеров, наряду с Москвой и «нефтегазовыми» субъектами федерации. К тому же цифра в 900 компаний — не такая уж большая, всего в Петербурге сегодня работают более 350 тысяч компаний и фирм. Да, какие-то фирмы банкротятся и уходят с рынка, но это вполне естественный процесс. При этом у многих из них, по нашим данным, давно уже нет «живых» работников, а кто-то предпочитает сокращать свой штат постепенно. По крайней мере, в этом году мы не наблюдали ни одного крупного «всплеска» увольнений, как это было в свое время в случаях с «Трансаэро» или «Дженерал моторс». Так что, на мой взгляд, шумиха вокруг массовых банкротств представителей бизнеса раздувается искусственно».
[/quote_quote]При этом в Комитете по труду и занятости населения признают — уровень безработицы в Петербурге с начала года несколько вырос (тоже на 0,2 процента). Но это в комитете списывают на то, что в этом году на рынок труда вышло больше работающих людей. Тем не менее, даже с учетом недавнего роста официальная безработица в Петерубрге остается на уровне 1,8 процента.
«По факту, это очень низкий уровень безработицы, который зафиксирован только у нас и в Москве. Причем мы вычисляем его не по каким-то внутренним расчетам, а по методике Международной организации труда. В целом, можно констатировать — всем, кто перманентно теряет работу в нашем городе, есть, куда податься. А массовых увольнений не было и нет», — сообщили «Мойке78» в КТЗС.
[quote_line]Кроме того, высокий уровень банкротств почти никак не отразился на собираемости налогов с бизнеса. По данным Минфина, государство в этом году собрало в бюджет еще больше налогов, чем в прошлом — хотя доходы бизнеса падают, а рост экономики остается довольно скромным. Так, на конец октября 2017-го годовой план сбора налогов был перевыполнен Минфином на 9%. А за январь-октябрь бюджеты всех уровней получили на 19 процентов больше налогов, чем за десять месяцев 2016-го.
Основным получателем налогов выступил федеральный бюджет — в него пришло на 30 процентов больше средств, или на 7,5 трлн рублей (в том числе 2,9 трлн рублей налога на прибыль и 2,5 трлн рублей НДФЛ). При этом рост доходов по налогам в Минфине фиксируют на фоне общего сокращения доходов предприятий. Так, в январе-августе российские предприятия в целом получили прибыли на 8,5% меньше, чем за тот же период 2016-го. По мнению экспертов, дело тут как общем в улучшении налогового администрирования, так и в доначислении налогов. А также — в фактическом увеличении налогового бремени на промышленность и бизнес, которое государство маскирует под неналоговые платежи.