Археологи, работающие в Старой Ладоге, обычно изучают шведское наследие эпохи викингов – VIII-X век, однако в этом году им удалось обнаружить следы второго нашествия скандинавов. Точнее, их поспешного бегства.
На этот раз Староладожской экспедицией впервые найдены остатки зданий, относящиеся к периоду пребывания здесь шведов в начале XVII века (Смутное время).
«В частности, найдены каменные основания построек, многочисленные находки в которых свидетельствуют о поспешном бегстве шведов из Ладоги. На мысль о поспешном бегстве наводит обилие монет, оружия»,
— рассказал директор ИИМК РАН, руководитель Староладожской экспедиции Владимир Лапшин.
В 2018 году ученые намерены продолжить исследования.
В предыдущие годы археологи уже обнаружили следы иностранных наемников из западно-европейских стран, побывавших в Старой Ладоге в начале XVII века. Например, снаряжение рыцаря и его лошади работы немецких мастеров второй половины XVI — начала XVII века.
А летом 2015 года найден клад серебряных монет, отчеканенных во времена Ивана Грозного и Василия Шуйского. Сокровище было спрятано в 1610 году, именно в этот год шведы захватили крепость и город. Как считают ученые, наиболее вероятно, что монеты до лучших времен спрятал кто-то из высокопоставленных российских военных, которые служили в Старой Ладоге, возможно, один из воевод. Личность этого человека остается загадкой. «Это первый в истории раскопок Старой Ладоги клад, найденный непосредственно на территории крепости” — сообщили в пресс-службе пресс-службы ИИМК РАН.
Русские летописи сообщают о Ладоге как о месте, куда в 862 году славянскими и финскими племенами был призван скандинавский князь Рюрик /Рёрик/ с братьями. Отсюда, как гласят летописи, и пошла земля русская.
В Смутное время, когда на северо-запад Руси вторглись шведы и наемники из Западной Европы, один из их отрядов отправился в Старую Ладогу и захватил ее. Шведы окончательно оставили город и крепость только в 1617 году — после подписания Столбовского мирного договора. Новая русско-шведская граница прошла всего в 40 милях от Ладоги. К этому времени Ладога была почти полностью разрушена, и ее пришлось отстраивать и заселять заново.