Сегодня, 29 января, в газете «Деловой Петербург» начинает работать новое руководство. Генеральным директором издания назначена Наталия Шелудько, а главным редактором — Артемий Смирнов, оба чиновники.
Наталия Шелудько — бывший председатель областного комитета по печати и связям с общественностью, а Артемий Смирнов прежде работал главным редактором ряда региональных печатных и электронных СМИ. Последние несколько лет — чиновник в комитете по печати и связям с общественностью Ленинградской области.
Редакция ДП не была готова к смене руководства, и назначение на ключевые должности чиновников, похоже, повергло журналистов в шок. В частных беседах некоторые из известных журналистов ДП прокомментировали новые назначения матом. И лишь единицы, имеющие связи в правительстве Ленобласти, и расследователи, которым нечего терять, позволили себе легкую публичную критику в соцсетях и СМИ. Ясно, что редакционный коллектив еще не в полной мере понимает, что происходит и как будет дальше функционировать газета.
Оба новых руководителя уже поспешили заявить СМИ, что задач по принципиальному изменению работы коллектива «Делового Петербурга» собственник не ставит. «Речь идет о развитии существующих проектов», — сказала Шелудько.
«В работе редакции ничего не поменяется. Проект успешный. Занимает свою нишу», — вторит ей Артемий Смирнов.
Новые руководители почти не имеют опыта работы в деловой журналистике вообще и в бизнес- модели, построенной по шведскому образцу, которая устраивает платных подписчиков.
Последний год постоянные новости о том, что газета меняет собственников, у бизнес-сообщества вызывали грусть и понимание, что существующий менеджмент не сможет диктовать условия при «сдаче» актива.
Почти до конца декабря было неясно, кто, что и кому продает. Вначале шведы официально продали 80% издания «Fort Group». Затем бизнесмен Максим Левченко (основатель и совладелец » Fort Group») якобы продал газету главному редактору Максиму Васюкову. Затем якобы снова ее выкупил. В итоге, как и прогнозировала «Мойка78″, собственником издания стал Григорий Березкин. Он купил все 100% издания: 80% у петербургского » Fort Group «, 20% — у шведского медиахолдинга Bonnier.
При этом фактически продавалось именно шведское наследство.
Прошлое
При первой продаже актива не рассматривалась возможность создания пула акционеров, для которых не составило бы труда скинуться по 10 миллионов и взять издание под общественный бизнес-контроль. Пул акционеров мог, как минимум, притормозить откат издания от западных стандартов бизнес-журналистики.
Также за короткий отрезок времени без шведов у менеджеров была возможность создания нового бизнеса без оглядки на старые установки, что все, что не деловая газета – это непрофильная деятельность. Кстати, акционеры «Фонтанки» были лишены таких ограничений, что позволило им создать несколько проектов из разных отраслей.
В период работы без шведов менеджмент, похоже, не понял настроений общества, а также бизнес- и политической элиты, что привело к этому исходу.
Будущее
Новые менеджеры резко менять политику издания, вероятно, не будут. Подписчики уже заплатили за информационный продукт определенной направленности и качества. И смена курса неизбежно вызовет падение подписки, а следовательно, и выручки.
И вероятно, уже в ближайшее время ДП получит списки как запретных тем, так и перспективных ньюсмейкеров. И, вполне ожидаемо, это будут не только федеральные списки и темники, но и областные, а может быть, даже и районные. Скорее всего, будет установлен и жесткий контроль за контентом как сайта, так и газеты, что пойдет на пользу редакции и повысит ответственность перед читателями. Меньше ошибок и меньше исков.
Вырастет количество местных новостей компаний. Именно бизнес-новостей, которые в последнее годы тихо растворялись в политико-федеральном новостном потоке. Возвращение газеты в бизнес пойдет редакции только на пользу. Это понравится не всем, и постепенная смена журналистского состава неизбежна.
Останутся в ДП и расследования — никто не отменял провластный курс на борьбу с коррупцией, и она официально будет только усиливаться. И требовать независимого информационного сопровождения. А новые топ-чиновники ДП, пришедшие в СМИ из властных структур, просто обязаны действовать в соответствии с текущими тенденциями.
Вполне возможно, что у газеты появятся очень ценные документы, подтверждающие неприглядные методы работы городских чиновников. А если собрать аудиторию «Комсомольской правды», «Метро», РБК и ДП (это активы Березкина), то любому городскому чиновнику будет обеспечен самый черный пиар.
Но что это будут за расследования и в чьих интересах? Команда 29, «Трансперенси Интернешнл – Россия» вряд ли будет к ним допущена, да и фонд Навального не будет поставщиком контента для ДП.
Более того, похоже, новые собственники или герои расследований уже стремятся договориться. К примеру, иск ректора Санкт-Петербургского Горного университета Владимира Литвиненко о защите чести, достоинства и деловой репутации против «Трансперенси Интернешнл – Россия» и газеты «Деловой Петербург» в суде завис.
Наталья Шелудько до сегодняшнего дня возглавляла Комитет по печати и связям с общественностью администрации Ленобласти. Артемий Смирнов работал под руководством Натальи Шелудько на протяжении последних шести лет. Комитет играет одну из ключевых ролей в подготовке и проведении выборов президента РФ в марте этого года. Обычно в предвыборный период глав комитетов и их замов на этом ответственном посту не меняют. Точнее, не меняют почти никогда. Кому понадобилось обезглавить подразделение правительства, которое выступает соучредителем 55 областных СМИ, пока не ясно.