Ночной пожар, вспыхнувший в здании железнодорожного вокзала в Сестрорецке, пробудил в местных жителях уснувшие было страхи. Горожане снова боятся навсегда потерять свой старый деревянный вокзал позапрошлого века постройки. В возгорании они увидели попытку освободить участок.
«В Сестрорецке сейчас горит здание вокзала, вполне возможно, что потом на его месте появится очередной ТЦ, так как охранять уже нечего будет. Данная технология знакома всем сестроречанам, уже не один дом так поменял владельцев!» — забили тревогу в группе активистов «Защита санатория Сестрорецкий курорт» в соцсети «ВКонтакте».
Тревожные комментарии посыпались к новости о пожаре и в других пабликах Сестрорецка. «Ну как и ожидалось… Чем восстанавливать историческое здание, проще его сжечь», «Его немного отремонтировали, а спишут под пожар много», «Ждём ТЦ. Сестрорецк уже не Сестрорецк… очень жаль», «Его бы отреставрировать по-настоящему, была бы визитная карточка Сестрорецка… Уходят здания, свидетели истории нашего города. Сестрорецк теряет свою самобытность», — писали обеспокоенные горожане, выкладывая фото пожара на Дубковском шоссе.
Как писала «Мойка 78», пламя вспыхнуло в 19:52. Очаг находился на втором этаже Сестрорецкого железнодорожного вокзала. Пожар распространился на площади в 30 квадратных метров. Ликвидировать его удалось только в 00:10 силами 36 огнеборцев и при участии 10 единиц техники. Обошлось без пострадавших, уточнили в ГУ МЧС по Петербургу.
По данным ОЖД, пассажиров и персонал вывели через выходы первого этажа, а пламя вспыхнуло в неэксплуатируемом помещении на втором. Этот этаж сдают в аренду, а попасть туда можно через отдельный вход.
Из-за пожара билеты на вокзале купить невозможно. Продавать их будут разъездные билетные кассиры в самих электричках. До конца недели ОЖД обещает запустить временный модуль по реализации билетов.
Вокзал уже осмотрели сотрудники КГИОП. На втором этаже они нашли повреждения внутренней отделки, балки перекрытия, копоть и гарь, выбиты стекла, выгорела и часть мезонина.
«Помещения первого этажа с декоративной архитектурной отделкой, являющейся предметом охраны объекта, огнём не задеты. На стенах и полу наблюдаются следы намокания, возникшие в результате тушения пожара»,
— сообщили в комитете.
Причину пожара еще предстоит установить. Пока же возбуждено административное расследование. ОАО «РЖД», которые является собственником помещения, должно будет провести первоочередные противоаварийные работы.
Отметим, деревянный вокзал станции Сестрорецк уникален. Это единственный доживший до наших дней вокзал, который был построен для обслуживания Приморской железной дороги. Раньше таких вокзалов было несколько. Простые деревянные здания строились примерно по одному плану: на первом этаже — билетные кассы и зал ожидания, на втором — квартиры работников железной дороги. Сестрорецкий вокзал удивительным образом не пострадал в трех войнах, уцелев в Гражданской, советско-финской и Великой Отечественной.
Угроза нависла над ним несколько лет назад, когда РЖД объявило о планах здание снести, а на его месте выстроить новую станцию и комплекс обслуживания пассажиров. Градостроительный совет проект не одобрил. Чиновники пощадили Сестрорецкий вокзал, а потом и вовсе признали его памятником. Это произошло 27 октября 2016 года. Этой датой подписано распоряжение КГИОП о включении Сестрорецкого железнодорожного вокзала в единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Здание построено еще в 1898 году — после того, как Николай II разрешил устройство железной дороги между Санкт-Петербургом и Сестрорецком. В 1910-1917 годы фасады вокзала обшили вагонкой, убрали балконы и сузили окна. К концу XX века зашили еще несколько окон, вокзал утратил свою обшивку «елочкой».
Несмотря на многочисленные изменения и несовременность, Сестрорецкий вокзал остается образцом деревянной общественной дореволюционной застройки, характерной для того района. Вокзал значим и в историческом плане: от него уходили бронепоезда на рубежи обороны, а в 1943 году именно в Сестрорецке встречали первый поезд из блокадного Ленинграда.
По данным КГИОП, на территории объекта культурного наследия регионального значения «Сестрорецкий железнодорожный вокзал» запрещается строительство капитальных объектов, но разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности памятника.