Открытие «Перекрёстка» в формате dark store пока только в перспективе, а некоторые финансовые аналитики уже предрекают ему успех на рынке ретейла. Впрочем, не все настроены так радужно. Ведь одна из типичных проблем онлайн-магазинов — возврат товаров.
Dark store подразумевает продажу только в режиме онлайн. В сравнении с гибридными магазинами, занимающимися как интернет-торговлей, так и привычной всем нам традиционной, dark store требует меньше времени на формирование и доставку заказа.
«В настоящий момент мы ищем площадку, которая подойдет для открытия dark store, в Санкт-Петербурге. Этот объект необходим, чтобы запустить онлайн-магазин в Северной столице, так как именно в dark store будут формироваться заказы, поступившие через интернет»,
— рассказал «Мойке78» директор по маркетингу торговой сети «Перекресток» Дмитрий Медведев
Если руководству удастся найти соответствующее требованиям готовое помещение, то проект может быть запущен в Петербурге уже в этом году, сообщили в торговой сети «Перекресток».
Онлайн-продажа продуктов запаздывает на десятилетия в сравнении с интернет-рынком книг, электронной техники, одежды и гаджетов, считают финансовые аналитики. Долгое время для людей важно было иметь возможность продукты посмотреть вживую, понюхать и потрогать. Однако за последние годы непосредственный контакт покупателя с товаром отошел на второй план. С развитием интернета в России выросло поколение, которое привыкло значительную часть бюджета расходовать онлайн и отдает предпочтение шопингу «на диване».
«Теория о том, что покупателям важно нюхать, трогать продукт, относится к старшему поколению. Новому достаточно увидеть товар на экране айфона»,
— говорит финансовый эксперт ГК «Финам» Леонид Дилицин в беседе с «Мойкой78».
Наступление онлайн-магазинов на продуктовый рынок сейчас идёт во всём мире, отмечает аналитик. Крупнейший в мире Amazon.com не так давно приобрел традиционную продуктовую сеть, чем перепугал весь американский ретейл.
Когда крупная компания ступает на новую территорию, для ближайших конкурентов это всегда испытание.
«Перекресток» в формате dark store при правильном подходе и хорошо продуманной стратегии может стать весьма успешным и составить серьезную конкуренцию интернет-магазинам. У сети уже есть ряд преимуществ, в этом уверен финансовый эксперт ГК «Финам» Леонид Дилицин. В отличии от большинства независимых онлайн-магазинов ретейлер обладает отлаженной системой доставки, сетью складов и будет выигрывать в скорости доставки по сравнению с независимыми центрами.
«Продуктовые сети отличаются очень низкой маржинальностью. Их прибыль, как правило, 1-2% от выручки. Это совершенно нехарактерно для онлайн-компаний, прибыль которых значительно больше. Магазин в формате dark store может оказаться самоокупаемым и даже прибыльным. Помимо возможности эффективно организовать продажи и доставку, у «Перекрёстка» есть массовая аудитория, которая будет продукт покупать. Но работать здесь по принципу «лес рубят, щепки летят» нельзя. Всё должно быть выверено»,
— рассуждает Леонид Дилицин.
С другой стороны, вероятность того, что продуктовый интернет-магазин в Петербурге не приживётся, тоже есть. Как отмечает президент Общества защиты прав потребителей Анатолий Голов, недостаток подобных проектов — высокая стоимость доставки в сравнении со стоимостью заказов. Средний чек у ретейлеров в Петербурге порядка 550 рублей. Учитывая, что «Перекресток» ориентирован на покупателей с относительно невысоким заработком, вопрос цены выходит на первый план.
«Это актуально для богатых потребителей, для которых вопрос цены несущественен и время дороже денег. Большинство клиентов «Перекрестка» всё же экономят. Стоимость этой услуги будет вызывать у них, на мой взгляд, достаточно серьезное отторжение»,
— рассуждает президент Общества защиты прав потребителей в разговоре с «Мойкой78».
Одна из типичных проблем онлайн-магазинов — возврат товаров. Продукты, купленные онлайн, не всегда приходят в лучшем состоянии.
«Посмотрела, что все на месте, и отпустила курьера. Кинула все в холодильник вчера, сегодня достаю салатик порезать, распаковываю свои «свежие» огурцы, и что я там вижу? Гнилье, склизкие, покрытые плесенью, вонючие огурцы. Да им до такого состояния месяц в пакете надо доходить, я даже не знаю, как вообще продукты до такого состояния можно довести!»
— сокрушается женщина, заказавшая продукты через интернет.
Вернуть покупку без объяснения причины, заплатив только за доставку, возможно в течение семи дней. Однако, по мнению Голова, это имеет смысл, лишь когда речь идет о товаре за несколько тысяч. Заниматься возвратом более дешевых покупок люди не будут.
«Реально серьезных перспектив у продовольственной онлайн-торговли в Санкт-Петербурге и тем более в Ленобласти я не вижу»,
— резюмирует президент Общества защиты прав потребителей.
«Перекресток» в формате dark store также планируют открыть в Москве.