Языческий праздник Масленица, увязанный с началом православного поста, оказался еще и рупором настроений общества. В этом году традиционное чучело обрело узнаваемые черты известных людей, а на сожжении гирь, замков и заборов активно пиарился бизнес. Психологи утверждают, что люди в разгар праздника канализируют негатив, а в огне пытаются сжечь свои беды. 

Сожжение Масленицы — это похороны зимы, холодов и связанных с ними несчастий. Сжигая соломенное чучело, наши предки-язычники с легким сердцем ждали весну. Сжигая кукол сейчас, наши современники расправляются со своими врагами.

«Мойка 78» изучила, кто так насолил людям, что стал масленичным чучелом. Так, в Пермском крае чучело превратили в бывшего главу Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Он стоял у истоков допингового скандала, став информатором Всемирного антидопингового агентства. Куклу в образе Родченкова с надписью WADA сожгли спортивные болельщики. Журналистам авторы идеи заявили, что жгли «виновника неприятностей российских олимпийцев».

Очищающим огнем расправиться с врагом решили не только в России. На Украине жители подожгли чучело президента Петра Порошенко. В Черновцах так скреативили сторонники экс-президента Грузии и экс-губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Кукла Порошенко пылала под аплодисменты. Так может, современные люди, сжигая чучело, провожают вовсе не зиму, а проводят сеанс психотерапии?

«Каждый человек вкладывает в образ свои представления, грузит инфернальными смыслами. Это несколько первобытный уровень мышления, который позволяет канализировать агрессию и ненависть в таком массовом помешательстве», — рассказал «Мойке 78» о другом аспекте сожжения чучела психоаналитик Артем Баранов.

При этом личная агрессия каждого человека, у которой есть собственные адресаты, переводится на известные личности. Но такой подлог не всегда помогает отвести агрессию, потому что «месседж не по адресу».

То есть если на работе обидел начальник или предал друг, агрессию можно канализировать на фигуры, мелькающие в телевизоре, но эффект от такого отвода негатива будет недолгим, отмечает психоаналитик.

«В первобытных племенах, когда у человека не было индивидуального начала, это работало, но сейчас, когда у людей развито индивидуальное начало, а способы остались архаичными, отвода уже не происходит. Эффект есть, но недолгий, а через некоторое время все возвращается на свои места»,

 — подчеркнул Артем Баранов.

Минувшая Масленица отразила еще одну черту современности — вспыхивающие в соцсетях скандалы. В Калужской области в арт-парке «Никола-Ленивец» показали огненную скульптуру «Пламенеющая готика». Сооружение из палок в сетях назвали собором и подняли такой хайп, что высказаться пришлось даже РПЦ. Там заявили, что христианские символы должны быть неприкосновенны. Организаторы перформанса, наверняка пожалевшие, что не сожгли обычное чучело, объясняли, что горел не собор, а палки. И был создан тот самый образ архитектурного стиля, названного «пламенеющей готикой».

А в Ижевске вместо чучела Масленицы  бизнесмен предложил сжечь забор, который окружал его ледовый городок «Сказбург». Ограду не раз полоскали в сетях и СМИ за ее неприглядность. Но жечь забор на центральной площади города не разрешили из-за пожарной безопасности. Зато коммерсанту — реклама, властям — почет, не дали разгореться огню в центре Ижевска.

В Тюмени на Масленицу решили установить рекорд и спалили дотла самое большое чучело в мире — высота куклы составила 20 метров 25 сантиметров. Но для красоты в Книгу рекордов внесли показатель 20 метров 18 сантиметров — все ради удачного сочетания с 2018 годом.

В Москве жгли не чучело, а гигантскую красную гирю. Столичные креативщики решили буквально показать смысл сожжения Масленицы и назвали свою восьмиметровую гирю «Тяжесть зимы». Испепелив гирю, москвичи избавились и от гнета холодов.

В Туле к сожжению чучела подошли очень брутально. Кукла была традиционной, а вот вместо костра организаторы использовали огнемет. В Перми, сжигая Масленицу, нечаянно подожгли дерево. Его бросились тушить очевидцы и справились с возгоранием до прибытия пожарных.

В Петербурге активисты движения «Весна» сожгли чучело выборов с телевизором вместо головы — обряд должен был избавить страну от коррупции, а в Подмосковье и вовсе жгли поддельные доллары, чтобы обвалить долларовую систему. 

Где бы, чем и что ни жгли, участники масленичных гуляний выплескивали негативную энергию, сплачивались перед лицом опасности и креативили на грани. Жаль, что Масленица только раз в году, с таким потенциалом она могла бы заменить россиянам митинги и протестные акции.