«В 12-26 ст. Пионерская и ст. Выборгская закрыты из-за бесхозного предмета» — как часто в последнее время нам приходится слышать по радиосвязи в метрополитене или читать на канале петербургской подземки в telegram подобные сообщения. Одних они просто раздражают, другие относятся к ним нейтрально, а у некоторых ком подкатывает к горлу и возникает чувство беспокойства. Корреспондент «Мойки78» пообщался с психологами из Петербурга и узнал, как они оценивают взаимодействие работников метро с пассажирами и что делать в случае паники.
«Всем ясно, что ситуации, например, с «бесхозными предметами» происходят совершенно спонтанно, — объясняет психоаналитик Артем Баранов. — И в этом случае необходимо понимать, что такая инициатива метрополитена по оповещению пассажиров о конкретном происшествии с помощью различных мессенджеров, а также интернет-площадок — хорошая идея. Поскольку это дает человеку возможность приспособиться к новым условиям».
Однако эксперт отметает, что петербургской подземке стоило бы вносить больше ясности в отношении событий: почему закрыли станцию, что за бесхозный предмет. «Эту историю с оповещением необходимо конкретизировать, говорить людям, что все происходит для их безопасности. — рассказывает психоаналитик. — Нужно, чтобы не просто приходило оповещение, нужно, чтобы прикреплялась к этому какая-то история. Важна максимальная ясность. Тогда для пассажиров это будет менее травматично».
Психолог-консультант Мария Залесская коллегу поддерживает: «Думаю, это верное решение — оповещать пассажиров через соцсети о закрытых станциях. Меня лично напрягало, когда причину не называли. Человек всегда предпочитает определенность, она снимает большинство страхов. Таким образом метрополитен заботится о своих пассажирах».
Чтобы «разрядить» свой telegram, не так давно петербургская подземка выпустила собственные стикеры. По мнению Баранова, если метрополитену удалось сделать что-то забавное, то это неплохо. «Иногда посмеяться над ситуацией вполне полезно. Особенно если она обыденная.»— считает эксперт. Грустно будет только в том случае, если стикеры не удались.
Так или иначе, взаимодействие метрополитена с пассажирами — затея, которая имеет место быть. К примеру, в итальянской подземке часто оповещение о каких-либо событиях происходит с помощью железнодорожных служб, которые объявляют людям о предстоящих забастовках или изменениях в расписании. У миланской подземки есть свой бот в telegram, который может ответить на ряд вопросов. В Минске активисты создали портал, а заодно и telegram -канал, где публикуют все новости подземки: от забавных кадров с голубями, которые решили отдохнуть возле кассы, до актуальной информации.
Добавим, Артем Баранов также отмечает, что любой пассажир индивидуален, у него есть свои собственные привычки и проблемы, поэтому универсального совета, как избавиться от паники или какого-либо расстройства, просто-напросто нет.
Мария Залесская предлагает изменить собственное отношение к ситуациям, например, с «бесхозными предметами». «Станции действительно закрывают каждый день и по несколько раз. Можно сказать, что это входит в привычку нашей системы безопасности в метро, — рассказывает эксперт. — Наверное, в данном случае к этому полезно отнестись именно как к обязательным мерам безопасности. Ведь эти ситуации создаются не назло, а во благо пользователям метрополитена».
По мнению студента последнего курса факультета психологии СПбГУ, эмоциональная регуляция поддается когнитивному контролю. Если неожиданно вас охватила паника, можно попытаться выполнить ряд общих рекомендаций. «Во-первых, попробуйте просто взять в рот карамельку. Во-вторых, снять напряжение помогает глубокое дыхание, — объясняет начинающий психолог. — В-третьих, когда ощущается приступ гнева, нужно взять паузу, сосчитать до 10, и только потом реагировать. За это время либо обидчик успеет уйти, либо ситуация разрешится».
А ведь довольно часто по утрам в толпе нас могут нечаянно задеть. Для тех, у кого нервишки не в порядке, это означает испорченное утро. В таком случае Артем Баранов советует метод своего знакомого, который долгое время занимался восточными единоборствами. «Заранее просчитываем и выбираем траекторию своего движения. Тогда получится минимизировать риски, — рассказывает психоаналитик. — Я замечаю, что когда идешь в толпе осмысленно, никто на ноги тебе не наступает».