Сбежавший из-под ареста руководитель тренингового центра «Зеора» Виктор Маркелов защищается, как может. Он выложил на своей стене «ВКонтакте» протокол допроса свидетеля, в гибели жены которого обвиняли коуча. Как пояснил «Мойке 78» адвокат Маркелова Андрей Макаркин, обвиняемый имеет право защищаться любыми способами.
Напомним, мы писали, что коучам Виктору и Ольге Маркеловым могут предъявить новое обвинение по части 3 частьи 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающее требованиям безопасности и повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).
Форс-мажоры я ожидал
Корреспонденту «Мойки 78» удалось пообщаться с Маркеловым с помощью интернет-мессенджера. И первым вопросом, который издание задало Маркелову — почему он оставил жену один на один со следствием. Он сказал, что пока не будет отвечать на этот вопрос, но обязательно ответит, и пояснил свое состояние.
«Конечно, форс-мажоры я ожидал какие-то в жизни. Но вот такого, что меня посадят вместе с женой за то, что я осознанно выбрал причинять вред людям и исходя из этого с умыслом создал организацию и вредил долгие годы. И, конечно, не ожидал, что под этим могут поставить подпись реальные люди, которые носят погоны генералов»,
— пояснил Маркелов.
Также Маркелов рассказывает СМИ, что ему запрещали ходить в аптеку, запрещали ходить в церковь, запрещали звонить маме, а Ольге запрещали навестить отца-инвалида.
«Нам с женой заклеили рты, и это очень удобно — когда ты связан, с тобой можно сделать все, что угодно. Я днями ничего не ел, у меня были головные боли, бессонница»,
— говорил Виктор после побега, но одновременно в социальных сетях выложено видео, где 25 февраля 2018 года он весело купается в снегу со своим внуком — достаточно беззаботное времяпрепровождение.
Супругов-коучей обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан). Как следует из материалов дела, Маркеловы руководили некоммерческой организацией «Зеора» и проводили тренинги личностного роста. В работе «Зеоры» следователи усмотрели признаки психологического воздействия на человека, способного нанести вред здоровью — по их мнению, в ходе занятий Маркеловы использовали опасные методики.
Нестандартность поведения
Интересен один момент, который СМИ используют для нагнетания интереса и построения сюжета. Это история трехлетней давности, где мужчина обвинил руководителей «Зеоры» в том, что его жена покончила жизнь самоубийством. Правда, мало кто пишет, что уголовное дело по подозрению в доведении до самоубийства было прекращено за отсутствием состава преступления, а соответственно за отсутствием обвиняемых. Но нам в руки попал протокол допроса этого мужчины, выдержки из которого мы не можем не привести. Обращаем внимание, что обвиняемые имеют право на защиту любыми способами, а мы не называем личных данных свидетеля.
О своей жене:
«По характеру была неконфликтной, послушной, открытой, скромной и застенчивой, часто ходила в церковь, являясь активистом воскресной школы, читала православную литературу, была крестной матерью у 5 или 6 человек… Она поддавалась влиянию окружающих лиц и была ведомой».
Супруги хотели открыть бизнес, и женщина начала ходить на бизнес-тренинги.
О тренингах:
«Когда она ходила на эти тренинги, она проводила там весь день с утра до вечера, возвращаясь домой, она делала «домашнее задание». Например, в один из дней она вырезала из бумаги корону, а однажды ей понадобился красный наряд — красное платье, красные чулки, красное нижнее белье и красные туфли».
О событиях в день ее смерти:
«Жена сказала, что устала, так как в этот день было очень жарко, я сказал ей, чтобы она прилегла в тени, для этого я вытащил матрас и подушку на улицу, положил их возле соседнего гаража… Затем к соседнему гаражу подъехал мужчина и, смущаясь, спросил меня, можно ли ему зайти в свой гараж… Я посмотрел и увидел, что она лежит полностью голая».
Далее события начали развиваться очень быстро:
«… вдруг предложила мне заняться сексом в машине… Мне стало интересно, ввиду нестандартности поведения жены, и я согласился… При этом ребенка мы посадили сзади водительского сиденья в детское кресло. Ранее у нас никогда не было секса при сыне. Я подумал, что это, возможно, было заданием с тренинга».
И финал:
«…не заметил, как она вышла из машины и вместе с сыном пошла к центральной линии гаражного кооператива абсолютно голая. Когда я заметил, они ушли уже примерно на 200 метров. Я стал звать жену и сына, однако она игнорировала, а сын обернулся, но побежал за ней. Я быстро закинул все вещи в машину, сел в нее и стал ездить по рядам гаражей и искать жену и сына. Я не нашел их… Я опять поехал по рядам гаражей, а потом решил подъехать к шлагбауму при въезде и спросил у охранника, не видел ли он женщину с ребенком. Охранник сказал, что жена голая прошла мимо шлагбаума».
После этого он описывает, как увидел ее вдалеке (как указано в протоколе, 100 метров), как она покончила жизнь самоубийством, и как он нашел ребенка рядом с железной дорогой.
Голыми на улицу не выгоняли
Мы, конечно, не следователи, но многие моменты в рассказе этого мужчины вызывают больше вопросов к нему, чем к кому-либо еще. Следователи не усмотрели тогда связи «самоубийства» с тренингами «Зеоры». Но через долгое время материалами дела заинтересовался центр «Э» ГУ МВД России по Петербургу и Ленинградской области, который привел это дело к созданию некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан.
И вот, по словам Виктора Маркелова, следствие собирается привязать к их делу гибель двух бывших посетителей тренингов, предъявив им новое обвинение.
«Мойка78» попыталась проанализировать, что это были за тренинги. И первые вопросы мы задали участнице ряда тренингов Катерине Маркеловой — дочери Виктора Маркелова.
«Я проходила тренинги в центре отца, когда мне было 18 лет. Неужели вы думаете, что отец бы допустил меня до чего-нибудь мало мальски опасного, тем более в таком возрасте. Да, и пожалуйста, не говорите про большие деньги у нашей семьи. СМИ назвали «особняком» тот дом, где проходил домашний арест отца. Это домик 50 квадратных метров. О расценках в «Зеоре». 4 месяца занятий по выходным стоили 30 тысяч рублей. Я училась в Британской школе дизайна. Там занятия стоили 180 тысяч рублей за почти такой же срок. На деньги от тренингов не разбогатеешь. У Маркеловых нет счетов в банках, нет дорогих машин, нет особняков»,
— рассказывает изданию Катерина.
По ее словам, какие-то унижающие задания, которые давались на тренингах «Зеоры», — это абсурд.
«Я не исключаю, что какие-то задания могли так восприниматься некоторыми учениками. Но голыми на улицу никто никого не выгонял. У нас однажды проходила пижамная вечеринка на пароходике. Такие кстати, часто устраивают разные компании для сближения коллектива, но разница в том, что на наших тренингах никогда не было алкоголя. Получается пить в пижамах — это норма, а не пить в пижамах — это странно. А если говорить проще, отец нас учил перестать смотреть телек и начать что-то делать. Я в свои 18 хотела начать изучать английский. Я начала и изучила. Может быть, кому-то нужны для этого тренинги, а кому-то нет. Люди разные. Аккуратнее в сети. Там очень много негатива про «Зеору», и это — боты»,
— пояснила наша собеседница.
На вопрос, почему Виктор оставил Ольгу, Катерина ответила, что, возможно, так он видит единственную возможность помочь жене и самому себе.
Психологи против
По мнению Катерины, кампанию против «Зеоры» начал «Центр психологической безопасности» (ЦПБ), который позиционирует себя как группу частных независимых экспертов, «занятых исследованиями в области психологической безопасности и корпоративной безопасности, религиоведением, изучением сект, псевдоэзотерических собраний, тренингов и помощью пострадавшим от психологических манипуляций». ЦПБ работает с частными клиентами, оказывая помощь пострадавшим в результате действий сект, токсичных тренингов, воздействия «экстрасенсов» и других типов психологических манипуляций, и проводит для этого свои собственные тренинги.
Мы не стали просить комментарии у специалистов центра, поскольку они и так свободно распространяют свою позицию в соцсетях. Мы попросили прокомментировать занятия по типу проводившихся в «Зеоре» ярого противника сект и деструктивных тренингов психолога Александра Невеева.
«Была такая коммерческая организация – «Лайф Спринг» (life spring – источник жизни, или весна жизни). Тренинговые центры, построенные по этому принципу, как раз подпадают под состав 239 статьи УК РФ. Они занимаются проведением тренингов личностного роста, предлагают освоить технологии жизни, обещают вдохновить на реализацию мечты. На таких тренингах людей втягивают в искусственную, иллюзорную, упрощенную реальность, которая призвана заменить семью, карьеру, нормальную жизнь в обществе и даже ваши мечты, ради реализации которых вы и пришли на тренинг. Такую иллюзию довольно просто создать, если заманить в зал достаточное количество людей и перемежать танцы под музыку с позитивными выкриками и высказываниями тренеров и капитанов. Человека подсаживают на сильные позитивные эмоции, превращают в психологически зависимого человека. Потом, под предлогом какого-нибудь снятия внутренних барьеров и активизации скрытого потенциала разрушается личность, личностная идентичность, тем, что учеников заставляют делать вещи, за которые потом будет стыдно и после совершения которых радикально изменится ваше отношение к самому себе. Например, вас будут просить притвориться гомосексуалистом, хамоватой продавщицей рыбы, плясать в одних трусах, ходить по улице в одежде клоуна и распевать гимны. Ну и первый признак сектантства в том, что если участник тренингов, почувствовав неладное, откажется выполнять задания, на него окажут мощное психологическое давление и объявляют изгоем, что при определенной зависимости может вызвать сильную душевную трамву, тем более что изгоя не оставляют в покое, продолжают травить его, пытаясь обесценить в его представлении семью, друзей, профессию. В общем, все делается для того, чтобы однажды попавшие на тренинг возвращались и проходили их снова и снова, опустошая семейный бюджет и накопления, погружаясь в долговую кабалу, разрушая свою карьеру, бизнес, семью»,
— пишет Невеев.
Ученики — за
Такими были тренинги «Зеоры» или нет, должен разобраться суд. Но сторонников Маркеловых пугает, что, по данным Верховного суда РФ, в России принимается 99,64 обвинительных приговора и только остальные — оправдательные.
По мнению Невеева, коучи, бизнес-тренеры, специалисты по личной эффективности, тренеры личностного роста представляют собой сорт людей, которые хотят без труда выудить рыбку из пруда.
«Эти люди тяжело озабочены поисками легких путей и хитроумных способов разбогатеть, прославиться, им легко удается заразить своими фантазиями окружающих. В итоге возникает что-то вроде коллективного помешательства или массового галлюцинирования, когда куча народу сидит в тренинговом зале и убеждает самих себя в своей успешности. На самом же деле поиски легких путей зачастую ведут к краху, а временно решивший свои проблемы аферист закономерно сходит со сцены, теряет популярность, разоряется и даже оказывается в местах не столь отдаленных как, например, Грабовой или Бог Кузя»,
— так охарактеризовал психолог лидеров деструктивных тренингов и сект.
А вот такие планы на 2018 год опубликовал бывший ученик Маркеловых, который прошел ряд тренингов в Петербурге, а потом вернулся в свой город:
«1. Купить шоссейный велосипед MERIDA! 2. Сплавиться с друзьями по реке Реж. 3. Поехать в Испанию в город Empuriabrava! 4. Пройтись с друзьями на яхте по греческим островам. 5. Полностью пробежать марафон «Европа-Азия» максимум за 3 часа 30 минут. 6. Участвовать в outdoor-соревнованиях по триатлону IRONSTAR в Москве! 7. Поехать в Индию для покорения Гималаев! 8. Купить полноприводный внедорожник черного цвета TOYOTA HILUX 4X4! 9. Купить в ноябре 2-х комнатную квартиру, общей площадью не менее 50 квадратных метров в Екатеринбурге, возле станции метро «Ботаническая»! 10. Получать ежемесячно стабильный пассивный доход в размере 1000000 рублей минимум! 12. Начать учить китайский язык!»
В принципе психолог прав, желание легких путей налицо, но никаких признаков самоубийства. Хотя если все планы провалятся, на смену эйфории может прийти и депрессия. Молодой человек уверяет, что в 2017 году он закрыл сразу 4 потребительских кредита в разных банках, пробежал зимний полумарафон «Европа-Азия» за 2 часа 15 минут, впервые пробежал 10 километров при температуре минус 20 градусов и впервые в феврале получил небольшой пассивный доход. При этом автор грандиозных планов не спорит, что в начале пути срывы бывают практически у всех, изменивших свою жизнь, но участники тренингов помогают друг другу из них выйти.
Мы не знаем, в чем правда, в чем нет. Здесь мы представили полярные точки зрения и будем следить за развитием событий.
Фото: скриншот видео