Политтехнолог Валерий Чебеков прокомментировал итоги выборов и объяснил, почему выборы в России более легитимны, чем в США.
О главной интриге выборов
— Кампания требовала определенной интриги. Интрига с выборов президента и с того, сколько голосов получит Владимир Путин, была перенесена на явку. Из каждого утюга мы слышали, что явка — главная задача власти. Но, естественно, число голосов за президента было основной задачей кампании.
Видео: Мойка78
Что касается драматургии, то основная борьба проявилась на поле международной политики. Именно там Владимир Путин смог продемонстрировать свою борьбу со злом. Мы видели много многоходовок в течение кампании. Все закончилось кульминацией — объявлением о создании новых видов вооружения, которые позволили России вырваться вперед. Собственно это и есть победа. В этом я вижу основную драматургию кампании.
О легитимности
— С точки зрения показателей явки кампания по выборам президента России более легитимна, чем кампания в США. У них явка на последних выборах — 55%, у нас — 67%. Более, чем на 10% больше. То же касается и прошлых выборов президента в США, наша явка превысила американскую. Это достаточно важный момент.
Есть и внутрироссийская динамика. На предыдущих выборах явка была ниже на пару процентов. По сравнению с кампанией госдумской явка выросла на 20%. Это очень серьезный показатель.
О феномене Грудинина
— Феномен Грудинина интересен. Изначально желание выдвинуть человека от КПРФ, который не является членом партии, уже оттолкнуло от Грудинина сторонников партии.
На протяжении всей кампании Грудинина активно вытесняли на протестное поле.
Есть люди с таким протестным характерам, которые голосуют не за, а вопреки чему-то. Люди мыслят, что основным врагом власти является не тот, кто критикует власть, а тот, кого критикует власть. И мы с вами видели открытое мочилово по всем федеральным каналам кандидата Грудинина. По сути это говорит о том, что его выталкивали именно на протестное поле.
О Сталине
— Интересна была тема Сталина поднята и разыграна. Весь левый фланг активно в своей риторике использовал эту тему. Это позволило осуществить некоторую компенсацию антиобраза Владимира Путина, антиобраза, который навязывается либеральной общественностью, антиобраза диктатора. Активное использование риторики с образом Сталина на левом фланге позволило Путину несколько дистанцироваться от этого.
О медийности кампании
Информационной кампании удалось сделать очень важную вещь: люди поверили в выборы и пришли на участки.
Кампания была исключительно медийная. Никаких листовок, плакатов, работы полевой структуры мы не наблюдали. Такого в России еще не было. Я исключаю газету Явлинского, которая не столь значительным тиражом была разбросана по мегаполисам.
Мы стоим на пороге. Вся полевая структура перенеслась на борьбу в интернете. Технологии позволяют таргитировать необходимые сообщения. Выделять определенные группы избирателей в сети, а не искать их в поле.