Лошадь Пржевальского — не дикарка, а потомок одомашненных лошадей, которых люди приручили еще 5,5 тыс. лет назад. Такое открытие совершили ученые из Института истории материальной культуры РАН.

С коллегами из нескольких стран они провели анализ геномов современных и ископаемых лошадей. В исследовании использовались останки лошадей с раскопок степного пояса Евразии.  Ученые узнали, что человек приручил лошадь около 5,5 тыс. лет назад, первые домашние кони появились на территории нынешнего Северного Казахстана.

Лавры покорителей лошадей достались людям Ботайской культуры. Но к удивлению ученых генетические линии древних ботайских лошадей нашлись в геноме лошади Пржевальского. Так выяснилось, что эти лошади — одичавшие потомки уже ставших домашними коней. Это разбило все существовавшие ранее теории о происхождении и древности лошади Пржевальского.

До открытия считалось, что лошадь Пржевальского — это реликтовая древняя форму дикой лошади, которая каким-то чудом дожила до наших дней. Но группа международных ученых, которая выделила и определила последовательности ДНК лошадей, рассчитала время мутаций и выделила генетические линии, разрушила многолетние заблуждения.

«Когда я впервые услышал об этом от профессора Орландо, он сказал мне: «Я понимаю, ты удивлен, однако представь себе наше удивление… получив этот результат, мы честно пытались «убить» его в течение нескольких месяцев, однако он оказался неразрушим». И теперь, по выражению одного из участников проекта, по иронии судьбы мы обязаны сохранять эту популяцию как свидетельство первого успеха доместикации лошади вместо того, чтобы думать о ее сохранении как древней дикой формы, «живого ископаемого»», — отмечает старший научный сотрудник ИИМК РАН Владимир Питулько. Он подчеркнул, что исследование еще не закончено, и ученых может ждать еще немало неожиданных открытий.

Генетические исследования не первый раз дают неожиданные результаты. Ученые из ИИМК РАН с иностранными коллегами намерены выяснить, где именно и когда древние люди  впервые одомашнили лошадь и тем самым изменили историю человечества.

Сейчас ученые бьются над загадкой того, куда исчезли ботайские лошади. В геномах центрально-азиатских лошадях моложе 4 тыс. лет почему -то осталось менее 3% древнего ботайского генома.

«Это означает, что в эту зону был привнесен извне мощный генетический импульс, который резонно связывать с процессами расселения людских коллективов во времена раннебронзового века и позднее», — полагают в ИИМК РАН.

Теперь исследователи должны найти таинственные источники этих самых новых генетических потоков. Напомним, лошадь Пржевальского была открыта в 1878 году, когда ученый Николай Пржевальский  получил в подарок шкуру и череп дикой лошади. Исследование подарка, проведенное в Зоологическом музее Петербурга, показало, что это неизвестный науке вид.

Сейчас в мире существует около 2 тыс. чистокровных лошадей Пржевальского.