Одежный ретейл четвертый год балансирует на грани. На что идут торговые сети, чтобы справиться с кризисом, и что будет с сегментом в 2018 году, в материале «Мойке78».

Расширение площади

В отличие от других розничных сегментов, одежный рынок так и не вышел из кризиса 2014 года. Когда доходы снижаются, первое, на чем экономят люди – шопинг и развлечения. 

«Более трети населения вообще не рассматривают вариант покупки одежды без наличия скидки», 

– отмечает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс в разговоре с «Мойкой78».

Для того чтобы удержаться на рынке, торговые сети идут на различные эксперименты. Недавно петербургская компания Concept Croup, в которую входят бренды ACCOLA, Concept Club, Maloo и Infinity Lingerie, начала планомерную смену концепции. Ретейлер стремится расшить производство и стать семейным магазином, продающим как женскую и детскую, так и мужскую одежду. Первые торговые точки нового формата откроются уже этим летом, сообщает FashionUnited. Площадь новых магазинов будет увеличена более чем в два раза.

Тенденция к увеличению площади на рынке наблюдается давно, но позволить себе такую смену формата могут только крупные игроки. Такие как Gloria Jeans, ТВОЕ, Дикая Орхидея («Гранд Дефиле») и Melon Fashion Group, которой принадлежат марки ZARINA, befree и LOVE REPUBLIC.

«Причина в том, что расширение площади автоматически означает расширение ассортимента. Так, например, в обновленном увеличенном формате магазинов «Гранд Дефиле» помимо белья была добавлена повседневная одежда, обувь, спальные принадлежности, текстиль для ванных комнат. Основное преимущество такой стратегии – сокращение операционных и управленческих издержек, стоимости аренды на квадратный метр, затрат на персонал, дизайн, торговое оборудование из расчета на квадратный метр, а маржинальность при этом увеличивается»,

— говорит Анна Лебсак-Клейманс.

Практичность и рациональность

Покупать изменился. Он больше не тяготеет к спонтанным покупкам и не скупает модные вещи на сезон. На смену расточительным и импульсивным клиентам пришли экономные и рациональные. 

Женщины все реже уходят из магазинов с платьем «на один раз» и все чаще с практичной футболкой или парой хорошо сидящих джинсов. 

В условиях ограниченного бюджета людям нравится чувствовать себя практичными и взвешенными. А главными критериями при выборе одежды зачастую становятся простота, качество и долговечность. Именно соответствие этим характеристикам объясняет популярность японской марки UNIQLO. 

Наиболее перспективные направления в fashion-сфере сейчас, по оценкам консалтинговых агентств, качественная и практичная повседневная одежда, спортивная обувь и молодежная одежда, выдержанная в стиле streetwear. К ярким примерам брендов, стремящимся соответствовать этому стилю, относятся такие марки как Urban Outfitters, River Island и ASOS.

«Так же надо отметить, что в связи с чемпионатом мира по футболу ожидается большой приток туристов со всего мира в Россию, на чем смогут капитализировать бренды, имеющие национальную идентичность, привлекательную для иностранных гостей»,

— считает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

Интернет и социальные медиа

По итогам 2017 года, рынок вырос на 3% и составил 2,36 трлн рублей. Примечательно, что положительная динамика связана, прежде всего, с развитием онлайн-продаж. За прошлый год в России объем рынка интернет-торговли одежды, обуви и аксессуаров составил 5-8 % от всего fashion-рынка, и оценивается в пределах 189 млрд рублей.

Торговые марки не только развивают онлайн-торговлю, но и стремятся с помощью интернета наладить связь с потребителями. Огромную роль в этом играют социальные медиа. Fashion-бренды устраивают акции, используют промокоды и хэштеги, развивают собственные социальные сети и активно сотрудничают с блогерами. 

Что будет с одежным ретейлом

По прогнозам Fashion Consulting Group, в 2018 году россияне не откажутся от стремления к экономии, продолжат планировать покупки одежды заранее, будут внимательно анализировать цены и отказываться от эмоциональных импульсивных покупок одежды. Значительного прироста рынка в этом году не ожидается, при максимально благоприятных условиях возможен рост рынка, не превышающий 4-5%.