Олег Дерипаска получил самый мощный удар от Минфина США. В санкционном списке не только он сам, но и связанные с ним 8 компаний. От работы со структурами Дерипаски у Смольного до сих пор малоприятные воспоминания. Но радоваться «возмездию» властям города рано — не исключено, что Петербург заставят подкинуть компаниям Дерипаски многомиллионные проекты в рамках обещанной господдержки.
Мировые биржи второй день лихорадит — рубль слабеет, акции российских компаний теряют в цене. Больше всех пострадали «Русал». Но в новом черном списке американцев фигурируют также En+ Group, «Базовый элемент», B-Finance, агрохолдинг «Кубань», «Группа ГАЗ», «Евросибэнерго», а также «Русские машины».
Напомним, правительство Петербурга заключало два крупных контракта с «Трансстроем», входившим в структуру «Базового элемента» Олега Дерипаски. Компания строила печально известный стадион на Крестовском острове, а также электродепо «Южное». Оба проекта стали долгостроями, по обоим — Смольный расторг государственные контракты с генподрядчиком и искал новых.
«Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», которая входила в состав группы компаний «Базовый элемент», возводила стадион на Крестовском острое с 2008 года. На момент заключения контракта он оценивался в 13 млрд рублей. Сдать объект генподрядчик должен был до 15 декабря 2016 года с учетом многочисленных корректировок стоимости работ.
«Генподрядчик дискредитировал себя, не выполняя обязательства по госконтракту и всячески затягивая принятие необходимых производственных и управленческих решений. Хроническое отсутствие на строящемся стадионе материалов и оборудования привело к невозможности выполнения работ субподрядными организациями, которые, как правило, вынуждены работать без денег, без рабочей документации, без материалов», — говорилось в заявлении вице-губернатора Игоря Албина, распространенном в июле 2016 года. За три дня до этого правительство города получило обращение «Трансстроя» об отсутствии 4,3 млрд рублей в экономике проекта.
Но у Смольного были свои претензии: как до мая 2015 образовался дефицит по смете в 2,5 млрд рублей. Дополнительного финансирования власти предоставлять уже не хотели, кивая на небывалые преференции, уже оказанные по авансированию строительства.
В правительстве были недовольны количеством рабочих на «горящей» стройке и сроками отставания от графика. К тому же в конце декабря 2014 года контрольный пакет акций холдинга «Трансстрой» был продан бизнесмену Егору Андрееву. О сделке Смольный был официально оповещен в начале июля 2016. Тогда правительство города получило телеграмму с подписью председателя наблюдательного совета ООО «Компания «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Она сообщала — «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» больше не входит в группу «БазЭл». Кстати, эксперты не исключали, что сделка имеет чисто технический характер, чтобы «избавиться» от убыточного бизнеса для получения кредитов под другие проекты.
«Правительству Санкт-Петербурга непонятен состав акционеров и совета директоров компании, выполняющей работы на таком уникальном, капиталоемком объекте, финансируемом в остаточной стоимости более чем на 11 млрд рублей за счет средств городской казны», — гласил еще одна претензия Смольного.
Власти города решили, что ООО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» и АО «Корпорация «Трансстрой» не имеют потенциала для завершения работ, расторгли госконтракт и нашли нового генподрядчика. Достраивал арену уже Метрострой.
В конце того же 2016 года «Трансстрой» лишился еще одного госконтракта — на строительство второй очереди Фрунзенского радиуса от ст. «Международная» до ст. «Южная» и электродепо «Южное». Он был заключен, пока компания еще была структурой «БазЭла».
Трансстрой работал по контракту на 6,6 млрд рублей, но СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» расторгла с ним контракт в одностороннем порядке, ссылаясь на многочисленные нарушения.
«По состоянию на 01.12.2016 АО Корпорация «Трансстрой» нарушены сроки выполнения работ по объекту, не выполнены предписания Дирекции транспортного строительства по устранению выявленных недостатков на объекте, по ряду разделов производственного графика работы не велись, либо выполнены в незначительном объёме», — отмечали в КРТИ.
В феврале 2017 был открыт новый конкурс по поиску генподрядчика. Контракт стоил уже 5,46 млрд руб. Его получило АО ССМО «Ленспецсму». Электродепо должно стать одним из крупнейших в стране.
Так что опыт сотрудничества Смольного с некогда подконтрольным Дерипаске «Трансстроем» крайне негативный. И он не завершен — комитеты активно судятся со структурами «Трансстроя». Компания, в свою очередь, подала не один иск в адрес правительства города. Стадион с горем пополам сдан — тяжбы продолжаются.
Но «роман» Смольного со структурами Дерипаски может продлиться, причем насильно. Федеральный центр обещал попавшим под санкции компаниям государственную поддержку. В чем она будет заключаться — пока точно не решено. Не исключено, что регионам скомандуют подарить «пострадавшим» дорогостоящие госконтракты. Тут-то и пригодится громадье планов правительства города на ВСД, намывы, легкорельсы и новые станции метро.