Растаявший снег обнажил горы мусора в Петербурге и Ленобласти. История повторяется: на протяжении многих лет с приходом весны в городе и области находят порядка тысячи новых  свалок. Положительной динамики пока нет.

Экологи общественного движения «Зеленый фронт» обнаружили десяток новых несанкционированных свалок. Самые крупные из них —  на обочине автодорог в Мурино и Новом Девяткино. Среди сваленного мусора  автомобильные покрышки, остатки деревянного мусора, мешки со строительными отходами. Это, как полагают активисты, указывает на то, что речь идет о регулярных сбросах со стороны компаний. 

«Зимой свалки прячутся под снегом. Люди не утруждают себя и кидают мусор куда придется. Весной, когда снег сходит, мы все это видим, потому что мусор не тает, к сожалению»,

— говорит руководитель природоохранных проектов «Зеленого фронта» Егор Леонтьев.

Об обнаруженных завалах общественники сообщают  в уполномоченные ведомства. В частности, в комитет государственного экологического надзора. Если свалка работающая и есть люди, которые зарабатывают на ней свои быстрые и грязные деньги, активисты повторно выезжают вместе с проверяющими организациями. Поймать «мусорных» предпринимателей с поличным удается не всегда. 

«Довольно долго не могли закрыть крупную свалку в поселке Янино. Органы приезжали — она не работала. Органы уезжали — она работала»,

— вспоминает эколог.

Свалка разрослась до КАДа и составляла в объеме более 800 тысяч кубических метров. В случае со свалками в Новом Девяткино и Мурино, к счастью, масштабы не так велики. На то, чтобы вывезти мусор с каждой из них, потребуется 4-5 грузовых машин.   

Наказать организаторов свалки удастся вряд ли. Найти нарушителей в таких случаях, как правило, практически невозможно. Единственный способ — круглосуточно дежурить у мусорных завалов, но и он не гарантирует результат. Даже если поймать машину удастся, оштрафовать её можно только за тот мусор, что она привезла сейчас. 

Еще одна проблема в Ленобласти — отсутствие достаточного финансирования. В идеале мусор вывозится на полигон, после земля выравнивается и засыпается грунтом или засаживается деревьями. На практике чаще всего свалки просто засыпают грунтом, таким образом «локализовывая бедствие». Такие меры связаны с тем, что денег на полноценную ликвидацию свалок не хватает. Огромные свалки требуют больших затрат, на которые администрации районов не готовы идти. Бюджет, выделяемый на эти цели, обычно небольшой. Разработка одного только проекта может стоить 20-30 млн, отмечает руководитель природоохранных проектов «Зеленого фронта» Егор Леонтьев.

«Свалки просто засыпают грунтом. Жителям этого обычно бывает достаточно. Для них  главное, чтобы свалка не дымила и не засоряла грунтовые воды. Считается, что засыпанными они не представляют особой угрозы, но это не так. Они загрязняют подземные воды. Часто в недрах грунта они начинают дымить. Если недалеко есть лес, то вероятно возникновение пожара»,

— комментируют в «Зеленом фронте» .