Астероид, диаметром около 10 км, поразивший Землю примерно 66 миллионов лет назад, заставил её сильно потеплеть. В результате удара температура океанов и морей поднялась примерно на 5 градусов по Цельсию и оставалась на этом уровне примерно 100 000 лет.

К такому выводу пришла группа ученых из США и Туниса, исследовавшая кости и зубы древних рыб, сохранившиеся в осадочных породах на участке в Эль-Кефе, (Тунис). Эта область была дном древнего моря Тетис как до, так и после катастрофы. Международную команду исследователей интересовало соотношение изотопов кислорода – 16 и кислорода — 18. Это общепринятый метод определения температуры моря в различные геологические эпохи.

Основываясь на собранных и изученных образцах, ученые создали температурную шкалу, которая начиналась до падения астероида и продолжалась сотни тысяч лет после.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Science, ученые утверждают, что холодный период был намного короче, чем считалось ранее, и за ним последовало длительное глобальное потепление, которое длилось около 100 000 лет.

Исследователи предположили, что орбитальный удар высвободил много углекислого газа, потому что пораженный участок был очень богат карбонатами, которые при нагревании выделяют углекислый газ. Это создало парниковый эффект и вызвало глобальное потепление. Впрочем, как отмечают ученые, чтобы подтвердить глобальный характер потепления необходимы дополнительные исследования на другом территориально удаленном от моря Тетис участке.

Большинство ученых считают, что следствием падение астероида в районе полуострова Юкатан стала астероидная зима. Дым и сажа от сгоревших в результате катастрофы лесов ограничили доступ к поверхности солнечных лучей и заставили планету остывать в течение длительного периода времени.

Ранее ученые из Университета Тохоку (Японии) обнаружили, что если бы огромный астероид, поразивший Землю около Чиксулуба в Мексике 66 миллионов лет назад, столкнулся с землей в любом другом месте, то последствия не были бы столь драматичны. Полуостров Юкатан особенно богат углеводородами, которые содержаться не только в нефти, но и в других породах. В случае падения небесного тела в ином месте Земли количество выброшенной в атмосферу сажи и других продуктов горения было бы значительно меньше и, возможно, динозаврам удалось бы выжить.