Доцент факультета международных отношений СПбГУ Наталья Еремина о мире, в котором России предстоит существовать в ближайшие годы.

Если рассуждать о мире, в котором мы будем жить в ближайшие пять-десять лет, то стоит обратить внимание, во-первых, на ключевые тенденции в мировой политике, и, во-вторых, на внутренние проблемы развития наших экономических партнеров и самой России.

Что касается мировых трендов, то обращают на себя внимание следующие сюжеты. В настоящее время происходит и будет продолжаться реконфигурация игроков на мировой арене, осуществляемая преимущественно с целью поиска новых экономических союзников. Также постепенно обостряется борьба не только за рынки, но и за инвестиции. Кроме того, инструмент санкций окончательно потерял политический флер и превратился исключительно в средство недобросовестной конкуренции, которое не приносит политических дивидендов, но позволяет отчасти регулировать международные финансовые потоки. Нельзя не отметить и то, что серьезным фактором в ближайшее время станет борьба двух концептуальных оснований государственного развития – суверенитета и коммунитаризации, что обеспечит углубление регионализационных процессов. Например, можно предполагать преобразование ЕС в некий союз союзов, в котором значимую роль играют взаимодействия не между странами-членами, а между блоками государств, интегрирующихся друг с другом внутри своего блока теснее, нежели с остальными игроками, что, безусловно, будет подтачивать позиции Брюсселя. Эти обстоятельства обязательно приведут к пересмотру существующих взаимодействий между различными игроками в мировом масштабе и неизбежно - к изменению позиций ключевых государств и структур по отношению к России и Китаю.

Для нас очень важно положение нашего ближайшего соседа и экономического партнера - ЕС. Для понимания ситуации следует, в первую очередь, следить за развитием событий в ФРГ, экономика и политика которой во многом являются ключом к экономике и политике ЕС в целом. С одной стороны, европейские официальные лица высказывают уверенность в стабилизации еврозоны и росте ВВП, с другой стороны, отдельные аналитики сомневаются в возможностях роста при наличии неразрешенных проблем, связанных хотя бы с тем, что А. Меркель не определила жесткий порог для иммигрантов. А в условиях зависимости развития экономики ФРГ от экспорта, с учетом деятельности США, которые рассматривают и ФРГ, и ЕС в целом как экономического конкурента, поле для маневра значительно сужено. И здесь также следует указать на санкционную войну, которую ЕС начали против России под влиянием США, нанося тем самым ущерб не только России, но и себе. В этой картине в выигрыше остаются только США, которые одновременно решают несколько задач и никогда не упускают возможности хотя бы немного, да ослабить экономические возможности не только своего партнера, но и сильного конкурента - ЕС. В решении экономических проблем ЕС в лице ФРГ придется делать экзистенциональный выбор между США и ЕС. И явно, с учетом заявлений А. Меркель и ее позиции в отношении того, что не стоит так обильно финансировать экономики стран Прибалтики и Польши, которые являются признанными проводниками влияния США в ЕС, можно сделать вывод, что большая игра уже началась.

В этих условиях наилучшие возможности способны получить ключевые игроки евразийских интеграционных процессов, особенно с учетом того, что основным активным инвестором и в этом макрорегионе, и в мире в целом является Китай. Кроме того, совокупные возможности рынка развивающегося ЕАЭС весьма значительны, с учетом постоянного роста взаимной торговли и экономического потенциала. А укрепление позиции ЕАЭС и взаимодействие с Китаем будет выступать стабилизирующим фактором. Да и для ЕС важнейшее значение будет иметь пересмотр отношений с Россией и Китаем.

Для понимания внутренних проблем развития ключевых экономических игроков на ближайшее время, стоит взглянуть на предвыборные программы и деятельность Д. Трампа, Э. Макрона, А. Меркель и В. Путина. Вообще же обращает на себя внимание рост популизма в политической среде в целом, которым "заразились" уже и мейнстримные партии. Так, немецкие эксперты вообще назвали программу А. Меркель "универмагом".

Для характеристики развития экономической сферы следует обратить внимание на два момента: налоговую политику и точки роста. Все выше названные лидеры, хотя ситуация с налоговой политикой до конца в России не ясна (тем не менее, в рамках ПМЭФ-2018 А.Силуанов сказал о возможной заморозке налогов на 6 лет, что было бы, конечно, адекватным и корректным шагом), заявили об отказе от роста налогов, но, напротив, предложили их снижение, прежде всего, в отношении корпоративного налогообложения. Точки роста, при этом, названы разные. По словам Э. Макрона, для развития экономики необходимо удешевление рабочей силы и ликвидация раздутого госаппарата. По мнению А. Меркель, налоговая политика уже является достаточным инструментом для активизации экономики страны. Д. Трамп предложил целый комплекс инструментов, в центре которых возвращение национального производства. Для России центральными названы мероприятия по повышению производительности труда, нивелированию административных барьеров, смягчению налогового бремени для малого и среднего бизнеса, создание инвестиционных фондов (т.е. названо множество инструментов, остается только надеяться, что они будут реализованы). 

Для характеристики социального развития следует смотреть на то, как развивается ситуация с пенсионной системой. А. Меркель, Э. Макрон и Д. Трамп обещали процесс унификации (особенно значимой эта проблема названа А. Меркель в контексте различий в пенсионном обеспечении немцев Восточной и Западной Германии). В США обсуждается идея поднять пенсионный возраст аж до 69 лет, кроме того, американские пенсионеры оказываются заложниками других социальных программ, включая болезненную Medical care. В России, однако, ситуация в пенсионной сфере остается непонятной, что автоматически затрудняет оценку развития социальной сферы в целом, притом, что государство остается социальным и берет на себя масштабные социальные обязательства.

Что касается военных расходов, обращает на себя внимание идея их повсеместного повышения. Только в России, которая уже реализовала в предыдущий президентский срок комплексные задачи в этом отношении, речь идет о снижении расходов. Инновации все страны также видят одинаково – здесь на первом месте стоит обеспечение доступа в систему интернет.

Внешняя политика наиболее внятно представлена в программных заявлениях президента России и полностью связана с предыдущими задачами, в центре которых объективно стояла евразийская интеграция.

Исходя из сказанного выше, можно в качестве заключения высказаться о задачах, стоящих перед Россией на ближайшее время.

Во-первых, в контексте реконфигурации сил и обострения конкуренции в поисках союзников и партнеров особую ценность приобретает евразийская интеграция. Следующие пять лет потребуют предельно сосредоточенной работы на этом направлении. Во-вторых, необходимо привлекать к сотрудничеству в различных проектах заинтересованные стороны, формируя сеть партнерских взаимодействий, которые будут инструментами для реализации разного типа задач. В-третьих, необходим предельно осторожный подход к налоговому обложению. В контексте экономических программ наших конкурентов, представляется некорректным повышение налоговых ставок.

На пути реализации задач, с учетом и российского, и зарубежного опыта, требуется устранить, прежде всего, всеохватный административный формализм, который уже оказал свое негативное воздействие на выполнение майских указов; излишние административные барьеры, вкупе с раздутым административным аппаратом, которые ничего не пропускают; избавиться от неясных формулировок и добиться четкой постановки целей, избавляясь попутно от ненужных задач, которые к тому же выстраиваются при ориентации на зарубежные рейтинги.