Фрагмент статьи А. Секацкого «Футбольный мяч и его орбиты», вошедшей в сборник «Игра народная. Русские писатели о футболе» (М.: Редакция Елены Шубиной, 2018).
Публикуется с любезного разрешения правообладателей.
Александр Секацкий, философ:
На планете футбола существует множество мистических явлений, природа которых так и остается загадочной. Чего стоит феномен успешного футбольного тренера! Казалось бы, болельщиков – десятки и сотни миллионов и разбирающимся в сути футбола мнит себя едва ли не каждый (не путать с эрудицией в сфере футбольной статистики!) и по идее должен существовать переизбыток футбольных тренеров. Раз любой болельщик уверен, что знает, как подготовить классную команду – это же сколько потенциальных специалистов! Но парадокс в том, что действительно классных, признанных тренеров очень мало, их меньше, чем выдающихся дирижеров симфонических оркестров!
Причем успеха в тренерской работе не гарантирует ни блестящая футбольная карьера – сколько великих футболистов не справились с тренерской миссией, взять хотя бы Марадону – ни высшие тренерские курсы, оконченные с отличием. Речь идет не о работе с мальчишками – там как раз нужен вполне предсказуемый набор качеств, речь о высшей лиге мирового футбола, где у всех болельщиков в памяти настоящие легенды, такие как Висенте Феола, сэр Алекс Фергюсон или Валерий Лобановский. По какому принципу их выбирает футбольный бог? Ведь многие из них играли в футбол только на любительском уровне. Некоторые, как Жозе Моуриньо, начинали, кажется, с работы массажиста – и тем не менее у них получилось то, чего не получилось у великого множества казалось бы, куда лучше подготовленных людей…
Сегодня сильнейшие чемпионаты Европы являют собой в этом отношении крайне любопытное зрелище: все время тасуется одна и та же тренерская колода, новые имена появляются в ней чрезвычайно редко, зато нередко можно увидеть на скамейке тренеров, которым уже под 70, а то и за 70. Возьмем какого-нибудь признанного тренера N – три последних клуба, с которыми он работал, расторгли с ним контракты, сочтя, что он не справился с задачей. И что же? Наш N не унывает – он уверен, что очередной топ-клуб или какая-нибудь сборная предложат ему работу и он с ней справится! Жизнь, как правило, подтверждает эту уверенность. Время от времени здравый смысл пробует выйти из подобного заколдованного круга: а что если не тратить огромные деньги на очередного мэтра, вместо этого найти человека, по-настоящему преданного футболу (их ведь совсем не мало!) и дать ему поработать? Глядишь, и все получится… Так иногда поступали в советские времена, порой богатые владельцы топ-команд пытались идти этим путем – но неизменно терпели фиаско. Неисповедимы нравы футбольного бога, похоже только, что он действительно крайне ревнив и священнодействие всегда предпочитает рациональности (но минимальной рациональности, конечно, требует). В результате так и остается неясным, какая же сумма качеств необходима классному тренеру, тем более, что они так не похожи друг на друга…
Понятно, что тренеру (как и полководцу, это, наверное, ближайшая аналогия) требуется соединение чрезвычайно разнородных умений – от знания психологических нюансов и умения создавать атмосферу в коллективе до безупречного понимания игры, от организации тренировок до единственно верной установки на каждый конкретный матч. В итоге, несмотря на всеобщую обозримость футбольного поля, природа тренерского таланта остается непостижимой. При всем несходстве стилей и темпераментов, некоторые болельщики (да и сами футболисты) считают, что единственным непременным качеством для тренеров высшего уровня должна быть фартовость, некий знак избранности со стороны футбольного бога.
О чем, собственно, свидетельствует такое положение вещей? Ну, прежде всего как раз о том, что футбол это жизнь внутри жизни, мир уплотненной событийности, где находится место и свободному предпочтению, и знанию, и шансу, и справедливости.