Миноги — это не только хищные рыбки без челюстей, но и пара сотен грамм пищи, которую некоторые считают деликатесом. Но так было не всегда. Петербургские ученые выяснили, что предки миног вырастали до двух метров в длину.

Миноги не очень-то симпатичные рыбки, тем не менее пользуются популярностью среди любителей вкусно поесть. В интернете опубликованы десятки рецептов приготовления этого змеевидного существа. Петербургские ученые, судя по всему, отведали миног и решили выяснить, какими они были раньше.

Около 390 миллионов лет назад, в девонский период, на Земле обитали псаммостеиды, древние морские животные. Внешне они были похожи, скорее, на донных скатов — трегуольной формы, плоские с плавниками-крыльями по бокам и хвостовым плавником.

Своими «крыльями» псаммостеиды опирались на дно и, будучи защищены панцирем сверху, тихо и мирно поедали планктон. Чаще всего этих существ можно было встретить у морских берегов и неподалеку от речных дельт, сообщает пресс-служба СПбГУ.

Сегодня останки псаммостеид можно обнаружить в Европе, в том числе на европейской части России. Кроме того, попадаются фрагменты их тел на некоторых арктических архипелагах. Чаще всего ученые находят фрагменты скелета.

Палеонтолог Вадим Глинский из СПбГУ решил выяснить, как появились и чем жили эти загадочные существа, крупнейшие среди панцирных бесчелюстных.

«Мне удалось закодировать новую матрицу признаков, детально отражающую как внешнее, так и внутреннее строение пластинок: например, изменчивую форму спинного щита животного или важные особенности его микроструктуры”, — рассказал Глинский.

Исследователь рассказал, что всего было выявлено 48 видов древних бесчелюстных, к псаммостеидам относятся 38.

Всех псаммостеид Глинксий предложил разделить на два рода Vladimirolepis и Elgaia. Названия, объясняют в СПбГУ, выбраны в память о палеонтологах Владимира Пауля и Эльги Марк-Курик, которые долгое время изучали предков миног.

«Результаты исследования также подтвердили одну из существующих гипотез происхождения псаммостеид: их ближайшие предки — это протоптераспиды (Protopteraspis), бесчелюстные животные, панцирь которых напоминал торпеду, а обитали они в более глубоководных участках морей», — заявил Глинский.

В будущем результаты этого исследования, отмечают петербургские ученые, позволят, во-первых, точнее оценить возраст красноцветных девонских песчаников. А во-вторых, добавил Глинксий, изучив строение псаммостеид, человечество, вполне возможно, придумает как усовершенствовать свои подводные аппараты.