Сразу два крупных российских ретейлера сегодня объявили о ноу-хау. В сети «Пятерочка» запускают говорящие кассы самообслуживания, которые знают даже китайский язык, а в «Магните» почти отказались от жалобных книг — «настучать» на грубых продавцов или некачественный товар теперь можно при помощи смартфона.

Новшество X5 Retail Group назвали «Выручай-касса». Их начали тестировать в Москве. Говорящими кассы сделали ради пенсионеров, поясняет ретейлер.

«Голосовое сопровождение покупки, которое поможет пенсионерам быстрее понять принцип работы нового оборудования и получить удовольствие от инновационной покупки», — сообщает X5. А чтобы у новых говорящих с пенсионерами по-русски касс не замерли в недоумении иностранцы, для них интерфейс перевели на английский и китайский языки.

Пока говорящие кассы-полиглоты обкатывают в двух столичных магазинах. До конца текущего года поболтать с автоматической кассой самообслуживания можно будет уже в 10 универсамах «Пятерочка» в Москве. 

Но от человеческой помощи в X5 отказаться полностью не смогут. В зоне самостоятельной оплаты придется дежурить живым сотрудникам. Это необходимо, чтобы объяснить принцип общения с говорящими кассами и не дать подросткам купить табак и алкоголь. Сотрудники «Пятерочки» будут проверять у покупателей с сигаретами и спиртным документы.

По расчетам X5, в перспективе в говорящих кассах будет оплачиваться до половины совершаемых в универсамах покупок.  Ретейлер надеется при помощи многоязычных касс самообслуживания сократить очереди, приведет ли появление умных касс к сокращению кассиров — не сообщается 

Расплатиться с «Выручай-кассой» можно будет наличными, банковской картой, накопленными баллами или купонами. Какой из способов оплаты окажется самым популярным, покажут результаты пилотного проекта — завершить тестирование в X5 собираются в декабре.

И если «Пятерочка» сопроводит покупателя плоть до выхода из зоны самообслуживания, то «Магнит» намерен жить в карманах клиентов. Сеть запустила мобильное приложение «Пульс-М». Это своеобразная электронная книга жалоб и предложений в смартфоне. Клиент сможет оценить качество обслуживания, товаров их ассортимент, чистоту магазина, рассказать о поломанном оборудовании.

«Каждая категория содержит подробные показатели. Например, уровень обслуживания на кассе включает наличие или отсутствие очередей, работу сотрудников, внешний вид персонала и другие. Посетители могут сделать фотографии и отправить их вместе с оценкой», — сообщает пресс-служба «Магнита». 

Жалобы и предложения покупателей отправятся напрямую руководству магазина, который они посетили и оценили. Но замечания не пройдут и мимо головного офиса, обещает ретейлер.  Там будут вести статистику, которую потом применят для анализа всех поступивших инициатив.

В «Магните»  признались, что ждут отклика не от старшего поколения, а от молодежи: «Следующим этапом развития приложения станет предоставление посетителям ответа о принятом решении», — заявил операционный директор «Магнита» Артем Смоленский. 

Отметим, «Пульс-М» стал вторым мобильным приложением, разработанным для сети. Первое действует уже четыре года. Оно называется «Магнит» и сообщает об акциях и скидках в магазинах сети.