В Петербурге, судя по всему, поэта Лермонтова не любят. Иначе чем можно объяснить то, что последнее петербургское здание, связанное с его именем, превращается в руины? Работы по сохранению здания были поручены Мариинскому театру, но состояние дома вызывает опасения. У Смольного наконец лопнуло терпение, и они пошли войной на Гергиева. В августе Мариинку ждут в Октябрьском суде.

Дом на Садовой, 61, в котором когда-то жил Лермонтов с бабушкой, официально передали Мариинскому театру в июне 2016 года. Примерно тогда же ему поручили выполнить охранное обязательство. Консервацию здания должны были произвести до марта 2017 года, но сроки нещадно просрочили. Театр отделалась стотысячным штрафом и, похоже, благополучно отложил заботы о доме. 

А что градозащитники? Они вместе с депутатами били тревогу, забрасывали письмами Минкульт, комитеты и руководство театра в лице Валерия Гергиева, но ожидаемой реакции не получали.

Валерий Гергиев. Фото: Википедия.

«Больше года прошло с тех пор, как этот конфликт вошел в активную фазу. Мариинский театр никаким образом не выразил свою позицию. «Справедливая Россия» писала Гергиеву, но никакой реакции. Молчаливое наблюдение за тем, как рушится дом», — прокомментировали в разговоре с «Мойкой78» в пресс-службе партии.

Долгое время общественники не могли добиться ответа ни от театра, ни от Смольного. Депутатам везло чуть больше. Алексей Ковалев, Борис Вишневский и Марина Шишкина на вопросы о доме Лермонтова изредка получали отписки. Так продолжалась до июня этого года. На обращение Алексея Ковалева в КГИОП неожиданно ответили четким и лаконичным: заседание назначено на 27 августа. Каким будет решение суда в этот раз, пока не известно, но похоже Смольный памятью поэта обеспокоился всерьез. Внимание на проблему, по словам градозащитников, обратил даже вице-губернатор Игорь Албин. Впрочем, официальных заявлений от него пока не было. 

Гергиев и Мариинский театр от публичных заявлений тоже воздерживаются. Окружив себя ониксовыми стенами, они о Лермонтове почти не говорят. И, возможно, правильно делают. Все предыдущие высказывания Гергиева о доме в прессе, по мнению общественников, вызывают сомнения. 

В пресс-службе театра «Мойку78» заверили, что в целях выполнения работ по консервации здания был заключен договор с подрядчиком по организации противоаварийных мероприятий. 

«Работы были выполнены, в КГИОП на согласование отправлена соответствующая отчетная документация. По завершении процесса согласования КГИОП пакета документов будет оформлен Акт выполненных работ», — пояснили в Мариинке.

Согласно охранному обязательству, выполнить работы по сохранению здания театр обязан в течение 60 месяцев — до 8 сентября 2021 года. Все, как и положено, в рамках закона, но вот дотянет ли дом до 2021 года, гарантировать нельзя. Обязательства по сохранению нужно выполнять сейчас, а не ждать, когда дом превратиться в руины, уверен Алексей Ковалев.

«Если прямо сегодня не начать предпринимать меры по сохранению последнего в Санкт-Петербурге лермонтовского адреса, то через пару лет дом можно будет признать аварийным. Не хочется думать, что руководство Мариинского театра ждет этого и намерено снести историческое здание для того, чтобы отстроить заново для своих нужд», — высказался депутат.

Построить новое здание, как правило, значительно проще и дешевле, чем восстанавливать старое. Реставрация требует более затратных материалов и работ и ведется под контролем КГИОП. В то время как возведение нового дома освобождает от каких-либо обязательств.

Председатель КГИОП С.В. Макаров. Фото: Википедия.

Другой вопрос, который уже не один год поднимается почитателями поэта, — создание музея Лермонтова в той самой квартире на Садовой, 61, где он в период с 1836 по 1837 год написал знаменитые «Смерть поэта» и «Бородино». За годы обсуждений власти и театр свою позицию в этом отношении несколько раз меняли. Сначала вместо полноценного музея Лермонтову предлагали отвести помещение бывшего зоомагазина на первом этаже, к которому поэт никакого отношения не имеет. Потом и вовсе выступили против, сославшись на то, что нет музейного фонда. При этом общественники на передаче оригинальных экспонатов в музей-квартиру никогда не настаивали.

«В Исаакиевский собор ходят не на экспонаты смотреть. Сам собор является экспонатом. Точно так же главным экспонатом в квартире Лермонтова является сама квартира. С видом на полицейский участок и пожарную каланчу. Мы давно начали сбор экспонатов и даже выставку собранного», — рассказал активист Дмитрий Негодин.

Чем закончится эта многолетняя история, покажет время. 

Напомним, что Мариинский театр планирует использовать дом на Садовой, 61 как жилье для своих работников.

Актер Сергей Безруков читает стихотворение «Смерть поэта», написанное Михаилом Лермонтовом в доме на Садовой, 61 после вести о гибели Пушкина.