Петербургские чиновники демонстрируют потрясающе однобокий подход к велосипедизации нашего города. Регулярно обещают жителям километры новых велодорожек, но уже третий год подряд не могут разобраться с прокатом двухколесного транспорта. «Велогород» оставили без денег, альтернативный китайский проект Mobike — так и не запустили.

Неделю назад Комитет по развитию транспортной инфраструктуры анонсировал строительство еще пяти километров велодорожки вдоль набережной реки Фонтанки. До конца года, обещают в Смольном, общая протяженность веломаршрутов Петербурга достигнет 115 километров. (Сейчас — 92,5 километра, по данным КРТИ).

Свежих данных о популярности этих дорожек нет. Последнее исследование, опубликованное на сайте Центра управления парковками, датировано июлем прошлого года. Из него следует, что самым популярным веломаршрутом в городе ежедневно пользуются всего человек 200, писала ранее «Мойка78». Другое исследование, обнародованное в сентябре 2017-го, говорит, что свой двухколесный транспорт есть только у 40% горожан.

Очевидно, что заполнить велодорожки можно было бы за счет проката педального транспорта. В Петербурге этим c 2014 года занимается «Велогород». До 2015-го партнером сети велопроката выступал столичный «Банк Москвы», после — деньги в виде субсидий выделяло уже петербургское правительство.

В 2017 году недовольство работой «Велогорода» высказал вице-губернатор Игорь Албин (отвечает за КРТИ), и уже в 2018-м дотации проекту урезали с 60 млн до 30 млн рублей. Параллельно шли разговоры о том, что в Петербург собираются китайцы со своим шеринговым сервисом Mobike.

Если вкратце, это тот же прокат, но без станций, то есть — оставить велосипед можно, где удобно. Поговаривали, что зайти в наш город китайцы собираются в августе 2018 года.

«Как вы видите, они не запустились», — говорит Виталий Блаженов, директор «Велогорода».

В КРТИ, где курируют подобные проекты, на вопрос нашего издания, где Mobike, ответить не смогли и предложили обратиться в Центр управления парковками (ЦУП). Там, в свою очередь, заявили, что заявку на субсидии китайцы не подавали. Технически, заявил «Мойке78» представитель ЦУП, Mobike может запуститься в Петербурге и самостоятельно. «Но нам об этом ничего неизвестно», — сказал собеседник издания.

Между тем Виталий Блаженов рассказал, что уже существующий велопрокат фактически остается без субсидий. «Пока мы не дошли даже до стадии подписания соглашения о перечислении субсидии (на 30 млн рублей — прим. ред.)», — сказал Виталий Блаженов.

Тем не менее, отметил собеседник нашего издания, нынешний сезон по показателям можно сравнивать с 2015 годом, который называют эталонным для «Велогорода». Более того, сказал Виталий Блаженов, по некоторым показателям — при ощутимой разнице в количестве велосипедов — Петербург сравнялся с Москвой.

«Недавно московский велопрокат опубликовал статистику, что у них три миллиона прокатов совершено. Если аналогию по количеству велосипедов, которые есть у них, и количество велосипедов, которое есть у нас, у нас получается статистика идентичная с точки зрения количества прокатов на один велосипед», — рассказал директор «Велогорода».

В среднем за день на каждый велосипед петербургской сети приходится, по его словам, 5-6 прокатов. Всего с запуска сезона (21 апреля) — совершено 147 тыс. поездок. Для сравнения — в 2015 году за весь сезон «Велогород» насчитал 142 тыс. поездок.

Спрос на услуги проката, по мнению директора «Велогорода», объясняется продолжительной теплой погодой. Проходившие в нашем городе матчи ЧМ-2018, однако, большой роли не сыграли.

«Около шести тысяч поездок совершили в совокупности иностранцы с 15 июня по 15 июля. И примерно это было порядка 2,5 тыс. человек», — уточнил Виталий Блаженов.

Собеседник «Мойки78» добавил, что заработок «Велогорода» в нынешнем сезоне покрывает операционные расходы, однако на развитие сети проката этих денег, очевидно, не хватает.

«Мы со своей стороны предложили на следующие годы, то есть до 2022 года, увеличить количество станций до 300.Сейчас, насколько мне известно, Комитет по развитию транспорта прорабатывает вариант с долгосрочной субсидией на три года», — сказал Виталий Блаженов, не уточнив, о какой сумме идет речь.

Добавим, что нынешний сезон велопроката завершится ориентировочно к 31 октября. По стоянию на 27 августа в системе «Велогорода» зарегистрированы 148,4 тыс. человек, работают 50 станций, где доступны чуть более 400 велосипедов.