Адвокат Юлия Вербицкая (Линник):

В прошлом месяце СМИ сообщили, что  Владимир Путин поручил правительству рассмотреть возможность предоставления гражданам налоговых вычетов с сумм, потраченных на занятия физкультурой и спортом.

Безусловно, введение налогового вычета – мера хорошая, прогрессивная, продуктивная и своевременная. Однако, чтобы оценить ее эффективность необходимо иметь представление о фактическом способе ее применения и механизме использования налоговых вычетов в РФ. Во-первых, налоговый вычет не является некой суммой, которое государство «дарит» любому гражданину. Налоговый вычет, по смыслу действующего законодательства, – это установленная и/или рассчитываемая определенным образом сумма, на которую может быть уменьшен начисленный гражданину-налогоплательщику налог.

Таким образом, если вы не работаете и/или не получаете стабильный доход; не декларируете его и не платите с этого дохода налоги, то право на получение любого налогового вычета у Вас отсутствует.

Во-вторых, сам размер налогового вычета «на спорт» или метод его расчета в настоящее время не известен, поскольку речь идет лишь о законопроекте, разработать который В. Путин поручил Правительству РФ. Очевидно, что для получения налогового вычета необходимо будет представить документы, подтверждающие фактические затраты: договор со специализированным учреждением, оказывающим услуги в сфере спорта и платежные квитанции, подтверждающие оплату этих услуг. Но никаких гарантий того, что эти расходы будут вам возмещены в полном объеме никто не даст и дать не может.

Cуществующая практика налоговых органов исходит из того, что возмещению подлежит некая подтвержденная документально сумма в размере не превышающем, например,100, 30 или 50 тысяч рублей. Каким будет установлен «верхний ограничитель» для налогового вычета для расходов на спорт в настоящее время не известно, да и предположить это затруднительно. Вместе с тем, любые налоговые льготы сейчас активно используются населением и данная мера (возможность применения налогового вычета на занятия спортом) повлечет в той или иной мере увеличение бюджетных расходов, поскольку предусмотрена она не только для физического лица – налогоплательщика, но и для его несовершеннолетних детей. Исходя из изложенного, следует предполагать и встречные меры – увеличение налоговой нагрузки на граждан в целях увеличения размеров соответствующих поступлений в бюджет.

Как показывает практика, возможность уменьшить уплачиваемые налоги на сумму (пусть хоть и частичную), от потраченного на ведение собственного здорового образа жизни годового бюджета – является безусловным стимулом для взрослого и работающего налогоплательщика организовать спортивные занятия себе и членам своей семьи – несовершеннолетним детям. Таким образом, социально полезные меры, принимаемые Президентом РФ в сфере улучшения жизни граждан и привлечения их к занятию физической культурой и спортом в этом конкретном случае дадут желаемый результат. Оценивая возможность применения налогового вычета, следует уделить особое внимание формулировке поручения Президента РФ, в соответствии с которым в качестве основания для уменьшения налога будут рассмотрены «расходы на приобретение абонемента / клубной карты в учреждении, оказывающем соответствующие услуги».

Поскольку решение о применении налогового вычета (или об отказе в его применении) будет принимать налоговый орган на основании заявления налогоплательщика с учетом представленных им документов, то, возможно, будет инициирована дополнительная процедура проверки ряда хозяйственных обществ (преимущественно, ООО) на предмет наличия в их уставе и иных учредительных документах прав оказывать «соответствующие» услуги населению.

Кроме того, в соответствии с ФЗ № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по оказанию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг организациями и индивидуальным предпринимателям подлежит обязательному лицензированию федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Таким образом, все произведенные налогоплательщиком расходы на тренировки, спортивные клубы, секции, кружки и прочие образования, не имеющие соответствующей лицензии на оказание физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, возмещению в качестве налогового вычета не подлежат.