Комитет по развитию туризма администрации Санкт-Петербурга объявил конкурс на разработку нового бренда города. Начальная максимальная стоимость контракта — 8,2 млн руб. Почему эта работа столько стоит, разъясняет сооснователь брендингового агентства Dotorg Арсений Кутовой:
Логотип, как и другая визуальная коммуникация — это проявление стратегии бренда. Территориальный брендинг обладает своей спецификой по сравнению с потребительским или корпоративным брендингом.
Во-первых, большое количество целевых аудиторных групп: жители, туристы (внутренние и внешние), местные и федеральные чиновники, СМИ, бизнес (малый, средний, крупный), инвесторы (внешние и внутренние). Можете себе представить, какой объем работы нужно провести, чтобы разобраться в мотивах и барьерах, ценностях и ожиданиях каждой их них. А после этого еще и объединить это в понятные смыслы для всех участников, лиц, принимающих решения и прочих заинтересованных лиц.
Во-вторых, сложность интеграции большого количества участников процесса в единую проектную команду. В любом проекте расставляются приоритеты: что является важнейшей целью, что вторично и т. д. Добиться того, чтобы совершенно различные группы участников, зачастую с противоположными интересами, стали работать вместе над одной целью — требует высоких навыков и большого объема времени.
В третьих, объем знаний, требующихся от проектной команды. В проекте по брендингу территорий требуется экспертиза не только дизайнеров, а точнее, не столько дизайнеров, сколько представителей других профессий. Это социологи, специалисты по поведенческим технологиям (nudging), урбанисты, экономисты, политологи и другие специальности, связанные с изменениями территории на социокультурном уровне. Логотип города или области — это метафора ключевой идеи и идеологии бренда. Айдентика территории является следствием стратегии развития и позиционирования и не может стать единственной причиной реальных изменений состояния города или региона. Главным результатом брендинга территории является понятная и простая программа по достижению конкретных целей, значимых для этого объекта.
Это может быть интеграция жителей в контексте какой-либо идеи и повышение уровня восприятия ими своего города. Или снижение оттока молодежи. Или увеличение внешних туристических потоков. Или улучшение инвест-климата данного города и привлечение иностранного или локального капитала. И так далее.
И выражается этот эффект в сотнях или миллиардах денежных единиц, полученных (или сэкономленных) на протяжении десятков лет. И в такой инвестиционных проект можно вложить доли процента от будущей прибыли (8-10 млн рублей).