Мертворожденный или неприлично дорогой — над многострадальным проектом «Аэроэкспресса» в Пулково нависла новая угроза. На этот раз пришла она из Москвы. Там «Аэроэкспресс» столкнулся с перспективой взлета стоимости проезда на треть. Или не менее неприятной перспективой отдать часть бизнеса в руки РЖД.
С запуском терминала B в московском Шереметьево «Аэроэкспресс» перестал удовлетворять потребности пассажиров. Да, он быстро доставляет к южным терминалам, а вот расположенный севернее терминал B оказался доступен только для автомобилистов.
Проблему железнодорожной доступности нового терминала готовы решить РЖД, построив туда отдельную ветку. Вместе с инфраструктурой 3,8 км путей обойдутся в 11,8 млрд рублей. Чтобы окупить строительство, «Аэроэкспрессу» придется поднять цены на проезд не только в Шереметьево, но и в другие аэропорты: Внуково и Домодедово.
Второй способ снять бремя затрат на прокладку ветки — полностью отдать направление РЖД. Но и в этом случае, потеряв прибыль от Шереметьева, Аэроэкспресс должен будет поднять цены для оставшихся направлений.
«РЖД перестало устраивать, что на ней лежат капитальные затраты на инфраструктуру, а операционная прибыль оседает в «Аэроэкспрессе». Поэтому железная дорога готова взять на себя и перевозку, чтобы окупить затраты на строительство. Либо повысить эксплуатационные платежи до уровня разумных сроков окупаемости, что должно отразиться в цене билетов, — прокомментировал ситуацию «Мойке78 аналитик ГК ФИНАМ Алексей Калачев.
Будет ли готов «Аэроэкспресс» после таких серьезных финансовых решений прийти в Петербург, большой вопрос. А если компания и решит участвовать в проекте запуска поезда до Пулково, то какой окажется стоимость билетов.
Напомним, еще в мае на ПМЭФ ООО «Аэроэкспресс» фонтанировало энтузиазмом по поводу перспектив связать Витебский вокзал и Пулково. На форуме губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и исполнительный директор ООО «Аэроэкспресс» Валерий Федоров оставили подписи под соглашением о намерениях.
Стороны собирались строить ветку в аэропорт на основе государственно-частного партнерства — это теперь излюбленный прием Смольного, обкатанный на ЗСД и трамвае «Чижик». От инвестора требуется протянуть 8,4 км путей из центра города на юг. После запуска аэроэкспресса добраться от Витебского вокзала до Пулково можно будет всего за 26 минут. Оценили тогда проект в 18,8 млрд рублей. 8,8 из них — частные инвестиции.
«Петербург очень заинтересован в этом проекте, и мы будем делать все, чтобы он был реализован в срок и с высоким качеством», — отмечал на ПМЭФ Георгий Полтавченко.
В июле Смольный начал поиски того, кто будет проектировать, строить и обслуживать ветку в аэропорт. Госконтракт с победителем обещают заключить на 30 лет, а вот запустить аэроэкспресс концессионер должен будет через 4 года после подписания контракта.
Заявки на конкурс принимаются до 10 октября, а победителя Петербург назовет только в марте 2019 года. В новых реалиях появляются два вопроса: вступит ли в ГЧП в условиях больших московских трат «Аэроэкспресс» и будет ли нужна петербуржцам поездка в аэропорт в поезде по цене поездки в такси.
«Мое мнение, что «Аэроэкспресс» предпочтет поднять цены на билеты, но сохранит функции перевозчика. При московских пробках пассажирам некуда деваться, и пассажиропоток не должен сократиться», — отмечает Алексей Калачев.
По его мнению, поезд в Пулково может спасти то, что линию предполагается строить по схеме ГЧП, когда большую половину инвестиций берет на себя бюджет города, практически ничего не требуя взамен.
«Это выгодные условия для инвестора и перевозчика, в лице которых намерен выступить «Аэроэкспресс». Поэтому он вряд ли от этого откажется. На стоимости проекта это не должно сказаться, а стоимость проезда на новой ветке будет зависеть от конкретных обстоятельств в Санкт-Петербурге, где нет такой острой транспортной ситуации в направлении аэропорта, как в Москве. К тому же ограничения по стоимости проезда в условия конкурса могут заложит власти города – они вправе сделать это, будучи главными инвесторами проекта», — напомнил Калачев.
Отметим, год назад в Смольном планировали установить тарифы на аэроэкспресс на уровне в 250 и 350 рублей. Но и капитальные затраты на создание ветки тогда оценивались всего в 15,6, а не в 18,8 млрд рублей.
Удешевить проект могло бы прямое взаимодействие с РЖД. Тем более, что компания высказывала заинтересованность. Однако, главное условие участия РЖД в концессии — доходность для госмонополии должна составлять не менее 15%.
В прошлом октябре депутаты «Справедливой России» просили Полтавченко и вовсе отказаться от проекта скоростного поезда в Пулково, потому что горожанам и туристам дешевле добираться до «Московской» на метро (45 рублей) а оттуда в аэропорт — на автобусе (40 рублей).
«Проезд в петербургском аэроэкспрессе не может стоить даже 50% от цены московских перевозчиков, а при разумном подходе не должен превышать 100 рублей за билет в одну сторону», – отмечали справедливоросы и предлагали влить деньги не в аэроэкспресс, а в продление красной линии метро от «Проспекта Ветеранов» или синей от «Звездной» до Пулково.