Правительство Петербурга приняло решение приспособить под гостиницы погибающие на Каменноостровском проспекте, 58-60 усадьбу Игеля, дом Вяземского и здание механической мастерской Ветцера. У разваливающихся вдоль правительственной трассы особняков наконец появился шанс на спасение. Вид затянутого зеленой сеткой прекрасного образца эклектики конца 19 века давно пугает и расстраивает горожан, особенно жителей Петроградской стороны, очень ревниво относящихся к своим памятникам, домам и скверам.
«Результатом реализации концессионного соглашения станет создание гостиницы категории «три звезды» с номерным фондом от 46 номеров», — говорится в сообщении Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга.
Дом Вяземского. Фото: Мойка78/В. Егоршин
Объекты культурного наследия регионального значения будут реконструированы. На это потратят деньги инвесторов — более 300 млн рублей, срок действия концессионного соглашения — 49 лет.
Градозащитники бьют тревогу уже много лет. Так, Санкт-Петербургское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры заявляло о бездействии Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в отношении усадьбы Игеля по адресу Каменноостровский пр., д. 58-60.
Дом Вяземского. Фото: Мойка78/В. Егоршин
Осенью 2016 года КГИОП организовал проверку состояния особняка и обнаружил там бомжей, кражу мраморных столешниц в парадном зале, мраморного камина и разбитый витраж.
Ускользающая красота — так грустно можно назвать то, что представляет сейчас собой усадьба. Разрисованные вандалами стены, осыпающаяся лепнина, выдранный с корнем камин, проломленные каменные ступени. Затянутый сеткой фасад того и гляди обвалится.
В 2008 году Смольный передал особняки компании «Санкт–Петербургский гуманитарный деловой центр ЮНА», принадлежащей группе «ЛСР». Весной 2014 года появилась инфрмация, что «ЛСР» может инвестировать в реконструкцию зданий полмиллиарда рублей, чтобы создать там гостиницу и деловой центр, однако позже группа «ЛСР» от своих намерений отказалась.
Дом Вяземского. Фото: Мойка78/В. Егоршин
Общая площадь зданий составляет почти 8,3 тыс. квадратных метров.
«Здание не эксплуатируется, отключено от инженерных коммуникаций, фасады находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, укрыты строительной сеткой», — говорилось в сообщении КГИОП еще несколько лет назад.
Дом Вяземского. Фото: Мойка78/В. Егоршин
КГИОП обратился в Комитет имущественных отношений с просьбой как-то повлиять на администрацию Петроградского района и постараться сделать так, чтобы особняк не упал до привлечения нового пользователя. УМВД тоже было сделано внушение — отгонять бомжей от витражей.
В конце 2015 года усадьба Игеля была включена в перечень земельных участков Программы развития трехвездочных гостиниц в Санкт-Петербурге.
Как появился особняк Эрнеста Игеля
В 1850 году по проекту архитектора Бернгарда была деревянная одноэтажная дача. Там давали известные на весь город уроки летнего танц-класса «Шато де флер». Затем дом приобрел штабс-ротмистр князь Александр Вяземский. В 1866 году он построил двухэтажный дом по проекту Евгения Аникина.
Дом Вяземского. Фото: Мойка78/В. Егоршин
Затем здание перешло Р. М. Ветцеру.
Позже особняк перестроили в двухэтажный дом с башней-бельведером, а потом пристроили к нему оранжерею.
Соседний участок, входивший в границы усадьбы Вяземских, в 1894 году купил французский купец Эрнест Игель. Он построил на нем особняк с оранжереей, открыл там ресторан «Эрнест» с блюдами французской кухни, в котором бывали Горький,Чехов и другие известные люди. Дом был перестроен и расширен.
Дом Вяземского. Фото: Мойка78/В. Егоршин
За особняком — кирпичный дом — бывшие механические мастерские, где выпускали устройства-дальномеры.
Кто только в особняке после революции не размещался, например Ждановский райком КПСС, Петроградский райком ВКП(б), клуб «Металлист», Центр международных гуманитарных связей. В нем также снимали фильм «Будни и праздники Серафимы Глюкиной». Сейчас особняк совершенно заброшен.