Правительство России одобрило проект соглашения с Кубой о сотрудничестве в восстановлении и модернизации железнодорожной инфраструктуры этой страны. Зачем Российской Федерации кубинские железные дороги, разъясняет генеральный директор GPC Pharmaceuticals Алексей Филиппов:
Ответ на этот вопрос лежит в плоскости не только экономики, но и политики. Посмотрите на процессы, которые сейчас происходят в мире. Мощнейшая хватка США немного ослабла, администрация Дональда Трампа больше озабочена внутренними проблемами. В то же время действия стран БРИКС нацелены на освобождение от влияния американской национальной валюты, которая является традиционным средством платежа в современной экономике.
Словом, однополярный мир уходит в историю. На этом фоне крупные игроки, например, Китай, начинают собственный глобальный передел сфер влияния. Та же КНР достаточно активно «подмяла» под себя Африку, буквально за полтора десятка лет выкупив её с потрохами (контролируется до 90% ряда национальных экономик). Добилась этого Поднебесная за счёт списания межправительственных займов и развития инфраструктурных проектов в сфере электроэнергетики, транспорта, добывающей промышленности. Причём китайцы занимаются не только экономической, но и технологической, а также культурной экспансией, подглядев хорошие примеры у СССР.
На те же рельсы возвращается и Россия. В нашем случае речь идёт не о классическом разграблении и уничтожении сателлитов по западным схемам, а развитие конструктивного «колониализма» и организации устойчивого пула развиваемых нашим государством союзников.
Думаю, что кубинские студенты и служащие со временем станут получать российские гранты и стипендии на обучение по инженерным специальностям именно в нашей стране. Таким образом стираются языковые и культурные барьеры, а также осуществляется привязка к собственным технологиям.
Давайте рассмотрим, кто же зашёл на Кубу. По открытым данным это не только РЖД, но и автопроизводители («КамАЗ», «Группа ГАЗ» и «АвтоВАЗ»), нефтедобывающие компании («Роснефть» и «Зарубежнефть»), представители транспортного машиностроения («Трансмашхолдинг», «Синара — Транспортные машины», «Рэйлтрансхолдинг» и «РМ Рейл»).
Не исключаю, что в этот процесс уже втянулись представители строительства в области электроэнергетики («Интер РАО») и металлургии («Промышленный Инжиниринг»).
В отношениях с Кубой Россия имеет положительно торговое сальдо. В 2017 году товарооборот двух стран составил 290,2 млн долларов, увеличившись на 16,97% (42,1 млн долларов) по сравнению с 2016 годом. При этом российский экспорт составил 276,6 млн долларов, увеличившись на 29,50% (63,0 млн долларов). Подобная динамика будет сохраняться и в дальнейшем.
Основу экспорта составила продукция вышеуказанных компаний. На Кубу уже сейчас поставляются локомотивы, маневровые локомотивы, вагоны и другое железнодорожное оборудование, автомобили, крупные машины для предприятий, а также оборудование для добывающей промышленности, металлургии и электроэнергетики.
Пример «Росатома» показывает, что при данной экономической модели речь идёт не только о продаже в чистом виде, но и о полном техническом сопровождении собственной продукции.
Причём кредиты, которые могут выделяться Россией, являются целевыми и по факту вернутся в бюджет нашего государства.
В данный момент РЖД планирует подписать контракт стоимостью более 2 млрд евро на восстановление и модернизацию железных дорог Кубы. Речь идёт об одном из направлений российской экспансии, сколько же планируется ещё? Естественно, у традиционного российского партнёра нет в наличии всей суммы, поэтому Куба предлагает ряд налоговых преференций для российской компании, отдаёт им долю бизнеса, а также подразумевает свою политическую лояльность.
Что даст этот проект Кубе? Железная дорога для этого государства
является в прямом и переносном смыслах дорогой развития. Создание
современной высокотехнологичной отрасли потянет за собой развитие и
многих других производств и услуг, улучшится транспортное сообщение
между провинциями острова, связь, повысится мобильность населения, в
целом улучшится качество жизни кубинских граждан. Современная железная
дорога открывает новые возможности и для развития туризма.
Куба была первой страной Латинской Америки, которая провела железную
дорогу с целью развития сахарного производства. В последние десятилетия
отрасль пришла в упадок из-за чрезмерной эксплуатации оборудования и
недостатка инвестиций. При этом кубинские железные дороги перевозят
около 11 млн тонн грузов в год и более 13 млн пассажиров, в то время как
потребности государства как минимум в два раза выше. Это говорит о
перспективе быстрого развития и гарантированной возможности извлечения
прибыли российскими компаниями.
Среди отраслей сотрудничества, перспективных для российского бизнеса,
можно также выделить химическую, связь, морской транспорт, судостроение,
биотехнологии, мирный атом, зеленую энергетику, электросетевое
хозяйство, машиностроение. В данный момент Россия является самым крупным
партнёром Кубы в деле модернизации её промышленных предприятий. Как мы
видим, Россия возвращает на свою орбиту традиционного партнёра и получает
возможность удачно инвестировать в будущее, причём не столько в
кубинские дороги, сколько во всю кубинскую промышленность.