Петербург начинает подводить итоги года. «Мойка78» составила печальный список зданий, уничтоженных экскаваторами и ленивыми владельцами. Причиной гибели усадеб  и дач в городе одинаково становятся и стремительная ликвидация, и многолетнее наплевательское отношение собственников.

Январь

В начале года градозащитники забили тревогу — на Сестрорецком курорте сносят здание Лесного пансионата. Вернее, три оставшиеся от него кирпичные башни — деревянные части здания были давно разобраны.

Лесной пансионат был построен на границе XIX и XX веков по проекту Зигфрида Леви. 11 января были снесены боковые башни, 12 — центральная. Активисты утверждали, что у застройщика RBI не было разрешения на снос — только на реконструкцию.

Лесной корпус в начале XX века. Фото: паблик «Защита санатория Сестрорецкий курорт»

В самом холдинге заявили, что воссоздадут здание по фотографиям начала прошлого века, а деревянные части — соберут из современных материалов, но оформят «под дерево».

Градозащитники настаивали  — снос был незаконным, башни надо было сохранить, реставрировать и встроить в новый проект, а с их уничтожением ничего от подлинного здания Леви не осталось.

Руины после сноса башен. Фото: паблик «ВООПИиК Санкт-Петербургское городское отделение»

Февраль 

Еще одно здание в Сестрорецке пока стоит, но находится под угрозой уничтожения. Развалиться на глазах петербуржцев может Дача Кривдиной — памятник федерального значения. Владелец старинной деревянной дачи сейчас — ООО «Норд Отель». И с ним судится прокуратура Курортного района и КГИОП. 

Так, в феврале Сестрорецкий райсуд обязал собственника здания-памятника принять меры по его сохранению. Прокуратура во время проверки с комитетом выяснила, что дача уже частично разрушена. Местные жители подтверждают — памятник много лет стоял без малейших признаков реставрации, прогнивая под дождями. «Норд Отель» суд обязал полностью отреставрировать Дачу Кривдиной в течение 20 месяцев. 

Дача Кривдиной. Фото: Олег Еверзов

Пока активных работ на объекте не замечено, и он рискует повторить судьбу дачи Кочкина, которая обрушилась, так и не дождавшись, когда ей найдут рачительного хозяина, сдав в аренду по рублю за квадрат.

Май 

Часть северного фасада дачи Кочкина обвалилась в середине мая. За три года с момента включения здания в реестр памятников — это произошло в августе 2015 — никаких попыток хотя бы законсервировать его принято не было. В итоге дача прогнивала, в ней обитали бездомные. Сотрудники прокуратуры, прибыв в Сестрорецк на проверку, нашли в полуразвалившейся даче мебель и посуду живущих там бродяг.

У Дачи Кочкина обрушилась башенка. Фото: КГИОП

В мае в Петербурге гремел другой скандал, с театральным подтекстом. Ради строительства новой сцены МДТ в городе собрались сносить казармы лейб-гвардии Семеновского полка. На здание, построенное на Звенигородской ул. в конце XVIII — начале XIX века, покушался сам Минкульт РФ.

Ранее Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга одобрил проект, по которому казармы хотели оставить в качестве входной группы новой сцены МДТ. Но планы изменило… хищение 45 млн рублей, выделенных из бюджета подрядчику. Его отстранили, а строительство решили ускорить сносом казарм.

Казармы Семеновского полка. Фото: Мойка78/Валентин Егоршин

Против выступили депутаты Заксобрания и градозащитники. Парламентарий Борис Вишневский заявлял, что снос не одобряет и главный режиссер МДТ Лев Додин. Но в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Минкульта РФ сообщили: казармы снесут, но восстановят их исторический облик при помощи «родных» кирпичей и впишут в здание новой сцены МДТ.

Июнь 

В канун ЧМ-2018 по футболу в Сестрорецке ужасающее состояние еще одной дачи решили спрятать за ярким баннером. От людских глаз за баннером за 870 тыс. рублей скрыли дачу Змигродского. Хотя требовала она не обертки, а срочных противоаварийных работ.

Потом появилась идея воздвигнуть над многострадальной дачей саркофаг за 8 млн рублей. Рабочую документацию и первоочередные противоаварийные работы в старинном доме на улице Андреева, 3, литера А доверили «ТВК-инжиниринг». Завершить противоаварийные работы подрядчика обязали не позднее 1 декабря текущего года. 

Дача Змигродского. Фото: группа Защита санатория Сестрорецкий курорт ВК

Но жители Сестрорецка, увидев, наконец, рабочих на даче, запаниковали, так как те напугали их перспективой сноса памятника. «К даче Людомира Змигродского сегодня вышли рабочие, производили замеры, неофициально говорят, что будут демонтировать, название фирмы не сказали, говорят, им это запрещают говорить!» — тревожились в октябре люди в соцсетях.

Июль

В середине июля в Петербурге были снесены казармы для служащих Варшавского вокзала на Малой Митрофаньевской улице. Здания были рекомендованы для включения в реестр объектов культурного наследия еще в 2013 году. Две казармы были возведены не позднее 1854 года, и ВООПИиК настаивал на признании их памятниками.

КГИОП с таким решением не торопился, поэтому градозащитники обратились в Куйбышевский районный суд. Он своим решением обязал КГИОП включить казармы в список выявленных объектов культурного наследия. Решение суда вступило в силу 16 мая. Не дождавшись статуса памятника, казармы полегли под тяжелой техникой.

Обломки исторических казарм. Фото: Фото: ВООПИиК СПб

В июле пошел на новый виток скандал с домом на Кирилловской, 23. Градозащитники пикетировали Смольный с требованием остановить разборку исторического здания, законсервировать его, а потом восстановить в рамках программы «Молодёжи доступное жилье».

Активисты утверждали, что Центр доступного жилья под видом  «противоаварийных» работ разбирает дом Изотова, оставив только две фасадных стены. В итоге было решено повторно проверить надежность фундамента и состояние кирпичной кладки.

Август

Ни защита Смольного, ни протесты активистов не спасли флигель на улице Репина. Здание XVIII века постройки уничтожили, наплевав на мнение вице-губернатора Игоря Албина. Флигель «Дома Долгоруковых» памятником, в отличие от всего дома, признан не был. НИИ океанологии имело право уничтожить флигель. Но сохранить его просили в связи с именем художника Филонова. На стороне владельца здания был суд, на стороне градозащитников — просивший оставить флигель в сохранности вице-губернатор. В итоге постройка пошла под снос.

Снесенный флигель возле «Дома Долгоруковых». Фото: gov.spb.ru

Октябрь 

В октябре начался снос зданий Левашовского хлебозавода. Сносили их с позволения  КГИОП. Комитет посчитал, что заявил три объекта на территории хлебозавода  — не памятники, переубедить чиновников градозащитники так и не смогли.

Сносили здания для строительства жилого комплекса. ООО «Ламбри», входящему в группу RBI, дали добро на стройку при условии реконструкции основного здания хлебозавода, который как раз и является памятником.

Снос построек Левашовского хлебозавода. Фото: Мойка78/ Валентин Егоршин

В здании Левашовского хлебзавода, где пекли хлеб для блокадного Ленинграда, застройщик обещает открыть культурное пространство с помещениями для выставок и лекций, а также экспозицией об истории города в годы осады.

Тарно-столярный корпус, проходная контора и корпус мучного склада до статуса памятников не дотянули из-за перестроек, совершенных в советские годы.