Российские коллекторские агентства могут начать взыскивать долги граждан за услуги ЖКХ, сообщают СМИ. Как в таких случаях вести себя гражданам, объясняет директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров:
Желание поставщиков жилищно-коммунальных услуг осуществить передачу сведений о задолженностях по их оплате обусловлено тем, что коллекторская деятельность выступает в качестве эффективного средства обеспечения возврата просроченной задолженности по различным обязательствам.
С недавних пор коллекторская деятельность урегулирована Федеральным законом №230 от 03.07.2016. Он досконально регулирует деятельность коллекторских организаций, устанавливая многочисленные требования к их созданию и деятельности. Необходимость принятия названного закона была вызвана ростом числа правонарушений, совершаемых коллекторами. Таким образом, указанные субъекты поставлены в жесткие правовые рамки.
Следует отметить, что каких-либо законодательных препятствий для передачи сведений о просроченных задолженностях по жилищно-коммунальным услугам коллекторским организациям не установлено. Представители ЖКХ, как и другие кредиторы, имеют право передавать такие сведения коллекторам.
Однако необходимо подчеркнуть, что сведения о потребителях жилищно-коммунальных услуг и о размерах их задолженностей являются персональными данными названных лиц. Передача этих данных без согласия их владельцев законодательно запрещена, в соответствии с Федеральным законом N 152 «О персональных данных» от 27.07.2006. Поэтому поставщики при передаче указанных сведений коллекторам должны будут позаботиться о получении письменного согласия от потребителей. Если такого согласия не будет получено, передача этих персональных данных будет признана незаконной. Но для этого граждане должны проявлять правовую активность.
Защититься от неправомерной передачи персональных данных возможно путем обращения с жалобой в прокуратуру, а также с исковым заявлением в суд. Возможна также их одновременная подача. Формы жалобы и иска нигде не установлены, гражданин может составить их в свободной форме или обратиться за помощью в юридическую службу.
Если же согласие имеется (к примеру, письменное согласие было дано потребителем услуг ЖКХ при вступлении в договор с поставщиком), то придется иметь дело с коллекторами. Однако нужно иметь в виду, что их действия строго регламентированы Федеральным законом N 230 03.07.2016. Особое внимание нужно обратить на статьи 6-8, так как ими установлен перечень требований к коллекторской деятельности. Названным законом гражданам предоставлены широкие возможности для защиты от неправомерных действий коллекторов.
К примеру, если гражданину звонят по ночам или пишут каждый день, что запрещено указанным законом, то он вправе обратиться с жалобой на коллекторскую организацию. Данную жалобу нужно подать в прокуратуру и в Федеральную службу судебных приставов (данная служба обязана контролировать коллекторов). Форма этой жалобы также является произвольной.
Таким образом, передача сведений о задолженности потребителя по оплате услуг ЖКХ является правомерной, если с последнего было получено согласие на такую передачу. Но это не означает, что потребитель не вправе уберечь себя от произвола коллекторов. Наоборот, законодатель обеспечил граждан возможностью защищать себя и своих близких. Но эффективность этой защиты во многом зависит от активности самих граждан.