Горожане удивлены итогом исследования, по которому Петербург занял третье место в России по эффективности связи властей и граждан через интернет. НИУ ВШЭ и Университет ИТМО отдал порталу «Наш Санкт-Петербург» бронзу в масштабах страны. У петербуржцев же на слуху скандалы с фотошопом и сложности с подачей заявки на портал, который должен решать их насущные проблемы.

При этом авторы рейтинга оценивали «интернет-механизмы учета мнения населения при принятии государственных решений». Упор делали как раз на то, что обычные исследования рассматривают только технические возможности сайтов, но не анализируют реальную вовлеченность граждан.

Представители НИУ ВШЭ и Университета ИТМО оценили и систему регистрации, и премодерацию обращений, и официальные отчеты о результатах рассмотрения обращений. Работа была проделана большая — порталы всех регионов страны. И то ли по всей России все гораздо хуже, то ли не учли обратную связь авторов обращений, но Петербург попал в лидеры, уступив только Москве и Хабаровску.

«Успех портала «Наш Петербург» связан с конкретными людьми, которые в нужный момент оказались в команде губернатора города», — говорится в релизе авторов исследования.

Между тем, портал все чаще вызывает негативную реакцию горожан. Он стал орудием прицельной борьбы с полюбившимися горожанам граффити, местом широкого применения навыков фотошопа и обзавелось сложной системой регистрации при подаче жалоб на незаконную торговлю.

«Обратная связь очень важна. С точки зрения объективности должна быть оценка жителей в разном формате. Это же не технические порталы для работы структур, а порталы для учета мнения. Предназначение этих ресурсов — для блага населения», — отметил в разговоре с «Мойкой78» декан факультета государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Анатолий Лихтин. 

По его мнению, интерфейс со временем должен стать более удобным. «Я считаю, что если мы говорим об обращении населения на такие ресурсы, то это должно быть максимально просто — интуитивно понятная программа. Когда начинается движение по лабиринту, люди начинают раздражаться. Тут возникают две проблемы: одна — решить свой вопрос, а вторая — пробраться через эту заградительную территорию. Я полагаю, что разработчикам таких ресурсов, модераторам и операторам надо учитывать, насколько легко люди оперируют этими ресурсами, доходят до кнопки отправить. Если этого нет, получается, что мы как Сусанин заводим», — уверен Анатолий Лихтин.

Напомним, в июле стало известно, что пожаловаться на нелегально выросшую торговую палатку или веранду кафе стало в разы сложнее. Для начала надо зарегистрироваться на госуслугах. Только аккаунт на этом сайт позволит оставить жалобу на торговлю на портале «Наш Санкт-Петербург». Потом необходимо разобраться с Региональной геоинформационной системой — найти подозрительный ларек в слое «Утвержденная схема размещения НТО», самим проверить наличие договоров аренды на участок, сделать скриншот и приложить его к жалобе. В ответ горожане потребовали плату за такие жалобы, ведь большую часть работы чиновников они выполнят сами.

Фото: скриншот портала «Наш Санкт-Петербург»

«Так заформализовывать эти вещи — непонятно зачем. Понятно, что хочется объективной информации, убедиться, что не будет фейков, но мы работаем для граждан. Нужен мониторинг мнений граждан о технологичности этих ресурсов. Петербург — это не отдаленные районы, где интернет неустойчивый. У нас высокий уровень социализации и технологичности. У нас дети уже с айфонами рождаются, а мы все пытаемся придумать какие-то дебри. Я далек от мысли, что это некий злой умысел, но касательно взаимодействий администрации и граждан, технология должна быть максимально проста», — настаивает Анатолий Лихтин.

По его словам, если портал, созданный для связи с властями, рождает дополнительное неудовольствие и раздражение, это окрашивает в целом отношение к чиновникам. «Все это выливается накануне выборов. Людям, которые занимаются такими технологиями, стоит на это обратить внимание», — рекомендует декан факультета ГиМУ.

Население должно чувствовать, что каналы доступа информации являются предметом заботы власти, резюмировал Лихтин. Пока же власти не очень заботятся не только об удобном интерфейсе (о том, как «Мойка78» пыталась подать жалобу на портящие фасады зданий кондиционеры, можно почтить здесь), но и о реальной реакции на поступившие жалобы.

Напомним, в августе чиновники Пушкинского района в ответ на обращение с портала «Наш Санкт-Петербург» показали чудеса владения фотоаппаратом. Жительнице Славянки, которая пожаловалась на испорченные скамейки во дворе дома, ответили, что на место выезжали, но никаких лавочек не нашли вообще. В качестве доказательства приложили фото, на котором скамеек действительно нет. Но оказалось, все дело в нужном ракурсе. Отойдя чуть подальше, автор жалобы захватила в объектив поломанные скамейки.

Жильцам скандального дома на Ремесленной,5, которые пожаловались на невывезенный мусор, через портал «Наш Санкт-Петербург» ответили странным документом. В графике вывоза ТБО дома на Ремесленной, 5 не оказалось вообще. Зато был на Ремесленной, 3. Все бы ничего, но это здание снесли летом 2017 года ради строительства моста Бетанкура. Зачем коммунальщики вывозят мусор от несуществующего дома, осталось загадкой.